Aerotec "Contact"

Для обсуждения различных вопросов, связанных с клубным "железом"
Ответить
.om
Сообщения: 147
Зарегистрирован: Пт ноя 13, 2015 22:11

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение .om » Вт ноя 20, 2018 15:30

вы не забывайте что ето для легких пилотов аппарат - потому и скорость - сравните плошадь с УТшной : )

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение -tyt-- » Ср мар 20, 2019 12:46

В воскресенье 17 Марта сняли таки парус, посмотрели каркас.

Лирическое отступление.

В процессе разборки "Контакта" не раз помянул "нэзлым тыхым словом" тот "сумрачный европейский гений", что его проектировал. Обосную:
Например, простая операция, снятие нижнего бокового троса выполняется не так просто, как кажется. На деле она выглядит так для аппарата в 6-метровом без чехла:
1. Снять парус с упоров на законцовках консолей - нужно для снятия натяжения по консоли, чтоб отсоединить носовые крепления паруса;
2. Перевернуть аппарат на спину, немного подразвести крыла, добраться ключами "на 10" и открутить гайку, удерживающую сверху килевой (!) ремни натяжения паруса в носу - нужно для возможности сдвинуть каркас в парусе вперёд (или обшивки - назад) для получения доступа к боковому узлу крепления поперечины;
3. Сдвинуть каркас на 10-20 см. вперёд в обшивке и ключами "на 13", а не "на 12" (!), открутить одноразовую самоконтру (без проволочной контровки !) бокового узла поперечины (классическая конструкция бокового узла "Атласа" с косо срезанной трубой поперечины) - нужно для получения доступа к креплению верхнего и нижнего боковых тросов.
Не, болты, которые крепят боковые троса на поперечину (!!!) доступны и без разбора аппарата. И снять верхний боковой можно только с помощью двух ключей "на 10" и очень гибких и пронырливых рук.
Но!
Болт, крепящий боковые троса к поперечине, расположен шляпкой вниз, нижний боковой трос крепится снизу поперечины между трубой и шляпкой болта. Вынуть болт вниз и освободить трос мешает труба консоли - болт упирается в неё. И да, развести крылья на весь размах не помогает, движение болта вниз надёжно блокируется трубой консоли даже с разведенными "в упор" крылами.
4. После размонтирования бокового узла поперечины отвести поперечину от консоли, раскрутить одноразовую гайку-самоконтру крепления боковых тросов (тоже без проволочной контровки!), снять верхний боковой вверх, болт с нижним боковым снять вниз.
ЗЫ Подозреваю, что болт крепления боковых тросов установлен "шляпкой вниз" намеренно, чтоб даже в случае выкручивания гайки крепления боковых тросов нижний бы не выпал от лётных нагрузок - он будет держаться болтом, заблокированным трубой консоли.

Ещё один показатель "упоротости" конструкции "Контакта": Крепление верхнего продольного троса, нижних продольных тросов и страховки обшивки по килевой выполнены в трёх разных точках (!!!): отдельный болт для верхнего троса, отдельный для нижних, саморез для хлястика паруса.
У тех аппаратов, к которым привык, оба задних продольных троса крепятся всего одним болтом, хлястик паруса крепится им же, или отдельным саморезом, если тянуть далеко.

Да, штришок "культуры производства": все отверстия болтов, которые вынимали, не имели снятых фасок, что затрудняло обратную сборку, да и провоцирует разрушение болта или трубы. По мере возможностей фаски старались снимать мы.

По с равнению с данной "победой конструкторской мысли над здравым смыслом" просто проникаешься восхищением и преклонением перед гениальностью конструкции "Студента" и качеством его производства! :good:
Ведь на нём снятие того же бокового узла выглядит так:
1. Положить аппарат на спину, подразвести крылья для удобства доступа (не обязательно).
2. Вжикнуть молнией бокового узла, обеспечив удобный доступ к нему.
3. Размонтировать боковой узел на ощупь: Снять контровку, отвернуть пальцами гайку "на 12" (если что, то и ключами доступ простой), снять с болта верхний трос, шайбу, поперечину, шайбу, нижний трос.
Всё.

На каркасе обнаружили заметно погнутую левую боковую, в районе пристыковки второго (внешнего) колена.
ЗЫ У аппарата консоль всего из двух колен: длинного первого (длина первого и второго обычных) и обычной длины второго (обычно оно третим зовётся).
С трудом отстыковали внешнее левое колено (с приложением восьми (!) мужских рук), зачистили начавшуюся коррозию по обрезу, смазали и вставили обратно.
Сняли с носового узла, выровняли и поставили консоль назад.
Долго собирали аппарат в боевое, почти завершили, но увидели, что забыли вставить неразборную килевую трубу в килевой карман.
Половину длинного списка действий по снятию обшивки пришлось откатывать назад, вставлять килевую и проделывать их снова, но справились.
Облёт дал ожидаемые результаты, правый крен стал заметнее:
Впечатления "из кабины":
На старте дул слабый южный ветер, как мин. по показаниям куцего колдунчика на тросах аппарата. Вспомнил свои нотации Игорю по поводу его аварийного облёта мелкого "Гриффона" и продумал план полёта, свои действия, если что пойдёт не так.
Подумал, что при дующем косяке слева лучше сначала повернуть направо потому что:
Крен правый был, после выравнивания левой консоли он мог усилиться. Выходить из него будет трудно, а так у меня хоть запас высоты будет поболее, чем при выполнении правого поворота перед посадкой.
На старте дует южный косяк, большая вероятность, что и внизу он тоже слева, хотя весь день в долине косило с севера, справа. Да и прогнозы прогнозировали южный косяк. И если первый поворот сделать влево, то второй придётся делать вправо, в сторону крена. А если аппарат из него выйдет с запаздыванием, то мне светит посадка на Север - Северо-запад с ветром в хвост. Не хорошо.
А если после старта отвернуть вправо, то времени и высоты для "силового" вывода будет поболее. А потом сразу пойти на посадку на Юго-запад со встречным ветром - хорошо. Так и сделал: https://youtu.be/YaPFnQl2mMA
Бежать пришлось хутко, вот уже аппарат летит, но как-то не высоко. Пролетая кромку цепанул ботинками траву, но нормально прошёл. Не пришлось подпихивать трапецию для перелёта кромки.
Влез в подвеску, в правый поворот аппарат вошёл легко. А вот выходил с заааааметным запаздыванием и моими усилиями - правый крен усилился :(
Но вышел, сразу разворот назад, высоты уже немного, рулим на посадку на юго-запад, перехват в вертикаль, разгон скорости, выравнивание, выдерживание, ВЫДАЧА! Аппарат сел хорошо, но усилия выдачи были неожиданно большими, похоже, я снова его передержал и проявилась его большая устойчивость по тангажу.

Итог: "Косметические" меры крен не убрали, зато наконец-то мы каркас осмотрели и консоль выровняли. Теперь в каркасе можно быть уверенным. Хотя крен от этого усилился :?
Надо будет лечить крен "аппаратно", пока придумались два варианта:
1. Сделать на внешних коленах регулируемые по длине "коленца" и "поиграть" натяжением паруса по консолям: растянуть правую и отпустить левую.
2. Попробовать установить на законцовки консолей шайбы от консолей "Студента" (оригинальные шайбы "лысые, т.е. без выступов-ограничителей", как на аэросовских аппаратах без хлыстов) и попробовать убрать крен их несимметричным вращением. Но это надо будет у спецов-конструкторов спросить сначала, можно ли так вообще.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

.om
Сообщения: 147
Зарегистрирован: Пт ноя 13, 2015 22:11

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение .om » Ср мар 20, 2019 15:17

как я понимаю латы сравнивали или меняли местами - не помогло

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение -tyt-- » Ср мар 20, 2019 15:45

Сравнивали и выровняли до идентичных.
Говорил с Сергеевым, он:
1. Посоветовал сравнить толщину стенок внешних правого и левого колен. Учитывая, что левое очень впритык одевалось на место, то м.б. оно и есть чуть толще. Иль толщина стенки больше (например, при ремонте заменили на "почти такую" трубу). Проверим. Во всяк. случае эта самая труба левой консоли носила явные следы того, что её ошкуривали и ошкрябывали снаружи, чтоб она вошла в основную боковую трубу.
2. Сергей сказал, что поставить и крутить шайбами - очень хороший способ. Только нужно будет внимательно подобрать и точно разметить "нулевое" положение шайб. Завтра заберу шайбы в аэросе, в выходные попробуем приспособить.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение -tyt-- » Пн мар 25, 2019 20:05

Сергеев - провидец и ясновидец!
:good:
Я измерил в воскресенье консоли, получилось:
правая сильно похожа на 50х1;
А вот левая (сюрприз!) точно измерялась как 50,5х1 с копейками (старенький клубный штангель даёт погрешности от излишних нажатий). Но судя по тому, что внутренний диаметр измерялся очень близким к 48 мм, то похожа эта труба на 50,5х1,25. Т.е. заметно жёстче, чем 50х1.
Оттого-то и правый крен у аппарата. И да, левая консоль носит следы сошкрябывания тех самых 0,5мм диаметра для установки её в гнездо первого колена.
Неприятным сюрпризом оказалось то, что обе консоли имеют цельную конструкцию ,т.е. сделаны из одной трубы, без 4-го коленца. И со всеми критичными по углам засверловками (гнездо антипалки, упор упорной латы). А это означает полнейшую неремонтопригодность трубы :(. Ведь сделать вторую такую, выдержав угол отверстия под антиплаку (Ф21 мм) в полевых условиях очень сложно и тяжело.
И да, длина этих внешних консолей по 2320 мм!!!
НЯП "длинные" консоли "Комбатов", "Стелсов", "Сталкеров" были всего-то по 2080 мм :roll: А у того же "Студента", НЯП, длина сменной трубы третьего колена всего 1640 мм.

Родилось предложение пока такое:
Рассчитать новую конструкцию консолей для "Контакта", введя внешние законцовочные "четвёртые" (а фактически третие) коленца из 48х1,5, в которых выполнить узлы крепления антипалок, по возможности упоры антипалок. Чтоб длиная труба консоли осталась прямая из 50х1 всего-то с отверстиями в одной плоскости под крепления впереди (к остальному каркасу) и сзади (четвёртого коленца)
Эскиз у меня есть, завтра выложу. Если кто поможет с конкретикой разработки (длины труб, перекрытия в перестыковках) - буду только благодарен.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Matveich
Сообщения: 60
Зарегистрирован: Пт окт 16, 2015 21:23

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение Matveich » Пн мар 25, 2019 21:40

А не надо изобретать, надо как на С-14 длины взять. :D Придется поменять только место сверления под антипику и упорную лату. На конце консоли по прочности 48 и 50 трубы хватает с бааальшим запасом :)
Я бы, честно говоря, пока не заморачивался, а просто изготовил нормальную трубу, идентичную старой. Крен должен уйти, наверное. А обпилить длинные трубы и доставить 4-е колено никогда не поздно.
Но я это так, в порядке совещательного голоса ;)

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение -tyt-- » Вт мар 26, 2019 13:35

Matveich писал(а):
Пн мар 25, 2019 21:40
А не надо изобретать, надо как на С-14 длины взять. :D Придется поменять только место сверления под антипику и упорную лату. На конце консоли по прочности 48 и 50 трубы хватает с бааальшим запасом :)
Я бы, честно говоря, пока не заморачивался, а просто изготовил нормальную трубу, идентичную старой. Крен должен уйти, наверное. А обпилить длинные трубы и доставить 4-е колено никогда не поздно.
Но я это так, в порядке совещательного голоса ;)
0. За идею взять характерные размеры с С-14 - отдельное СПАСИБО! :good:
1. Подозреваю, что придётся делать сразу две новые трубы из соображений:
1.1 Не известно, какой сплав в старой трубе. Д-16Т или В-95, или ещё какой...
1.2. Даже если и Д-16Т... Не факт, что удастся найти трубу 50х1 из Д-16Т. В Аэросе ЕМНИП только В-95 остались, 50х0,9. И они немного жёстче, чем 50х1 из Д-16Т, проверено на клубном "Студенте"
2. А делать две новых трубы - это делать в этих трубах сразу отверстия под антипалки. Подозреваю, что через Аэрос придётся делать, за деньги, бо я не очень представляю как насверлить отверстие Ф21 мм с точным соблюдением углов. Но эти консоли будут временными, только для облёта. Потом их переделывать уже в "составные" придётся, т.е. снова заморачиваться со сверлением отверстий Ф21 мм под антипалки.
3. А если делать короткие внешние коленца из 48х1,5, то сделать в них отверстия под антипалки, упор упорной латы и крепление к консоли - и этот узел уже навсегда останется в таком виде на аппарате. Заменять, если что, придётся только среднее "простое" колено из 50х1 с отверстием крепления к каркасу с одной стороны (да, там только одно отверстие под фиксатор) и сквозным отверстием крепления "коленца" с другой.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение -tyt-- » Вт мар 26, 2019 19:29

Нашкрябанные у ангара эскизы консоли Контакта:
На радикале

Upd:
На клубном гугле
Изображение
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

.om
Сообщения: 147
Зарегистрирован: Пт ноя 13, 2015 22:11

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение .om » Ср мар 27, 2019 20:32

Люда! - перетащи картинк поближе :)
а то с радикала она "уйдет" через какое-то врeмя

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Aerotec "Contact"

Сообщение -tyt-- » Пн апр 01, 2019 19:28

Замерили на выходных консоль "Студента"/, оказалось, что итоговая длина практически та же, что и у "Контакта".
Я вот сделал эскиз, как я представляю себе правую консоль "Контакта" в нашем исполнении:
На радикале
На клюбный гугль положить не смог, бо требует подтверждения телефоном, а он, подозреваю, Людин ;)

Upd:
На клубном гугле
Изображение
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Ответить