В воскресенье 17 Марта сняли таки парус, посмотрели каркас.
Лирическое отступление.
В процессе разборки "Контакта" не раз помянул "нэзлым тыхым словом" тот "сумрачный европейский гений", что его проектировал. Обосную:
Например, простая операция, снятие нижнего бокового троса выполняется не так просто, как кажется. На деле она выглядит так для аппарата в 6-метровом без чехла:
1. Снять парус с упоров на законцовках консолей - нужно для снятия натяжения по консоли, чтоб отсоединить носовые крепления паруса;
2. Перевернуть аппарат на спину, немного подразвести крыла, добраться ключами "на 10" и открутить гайку, удерживающую сверху килевой (!) ремни натяжения паруса в носу - нужно для возможности сдвинуть каркас в парусе вперёд (или обшивки - назад) для получения доступа к боковому узлу крепления поперечины;
3. Сдвинуть каркас на 10-20 см. вперёд в обшивке и ключами "на 13", а не "на 12" (!), открутить одноразовую самоконтру (без проволочной контровки !) бокового узла поперечины (классическая конструкция бокового узла "Атласа" с косо срезанной трубой поперечины) - нужно для получения доступа к креплению верхнего и нижнего боковых тросов.
Не, болты, которые крепят боковые троса
на поперечину (!!!) доступны и без разбора аппарата. И снять верхний боковой можно только с помощью двух ключей "на 10" и очень гибких и пронырливых рук.
Но!
Болт, крепящий боковые троса к поперечине, расположен шляпкой вниз, нижний боковой трос крепится снизу поперечины между трубой и шляпкой болта. Вынуть болт вниз и освободить трос мешает труба консоли - болт упирается в неё. И да, развести крылья на весь размах не помогает, движение болта вниз надёжно блокируется трубой консоли даже с разведенными "в упор" крылами.
4. После размонтирования бокового узла поперечины отвести поперечину от консоли, раскрутить одноразовую гайку-самоконтру крепления боковых тросов (тоже без проволочной контровки!), снять верхний боковой вверх, болт с нижним боковым снять вниз.
ЗЫ Подозреваю, что болт крепления боковых тросов установлен "шляпкой вниз" намеренно, чтоб даже в случае выкручивания гайки крепления боковых тросов нижний бы не выпал от лётных нагрузок - он будет держаться болтом, заблокированным трубой консоли.
Ещё один показатель "упоротости" конструкции "Контакта": Крепление верхнего продольного троса, нижних продольных тросов и страховки обшивки по килевой выполнены
в трёх разных точках (!!!): отдельный болт для верхнего троса, отдельный для нижних, саморез для хлястика паруса.
У тех аппаратов, к которым привык, оба задних продольных троса крепятся всего
одним болтом, хлястик паруса крепится им же, или отдельным саморезом, если тянуть далеко.
Да, штришок "культуры производства": все отверстия болтов, которые вынимали, не имели снятых фасок, что затрудняло обратную сборку, да и провоцирует разрушение болта или трубы. По мере возможностей фаски старались снимать мы.
По с равнению с данной "победой конструкторской мысли над здравым смыслом" просто проникаешься восхищением и преклонением перед гениальностью конструкции "Студента" и качеством его производства!
Ведь на нём снятие того же бокового узла выглядит так:
1. Положить аппарат на спину, подразвести крылья для удобства доступа (не обязательно).
2. Вжикнуть молнией бокового узла, обеспечив удобный доступ к нему.
3. Размонтировать боковой узел на ощупь: Снять контровку, отвернуть пальцами гайку "на 12" (если что, то и ключами доступ простой), снять с болта верхний трос, шайбу, поперечину, шайбу, нижний трос.
Всё.
На каркасе обнаружили заметно погнутую левую боковую, в районе пристыковки второго (внешнего) колена.
ЗЫ У аппарата консоль всего из двух колен: длинного первого (длина первого и второго обычных) и обычной длины второго (обычно оно третим зовётся).
С трудом отстыковали внешнее левое колено (с приложением восьми (!) мужских рук), зачистили начавшуюся коррозию по обрезу, смазали и вставили обратно.
Сняли с носового узла, выровняли и поставили консоль назад.
Долго собирали аппарат в боевое, почти завершили, но увидели, что забыли вставить неразборную килевую трубу в килевой карман.
Половину длинного списка действий по снятию обшивки пришлось откатывать назад, вставлять килевую и проделывать их снова, но справились.
Облёт дал ожидаемые результаты, правый крен стал заметнее:
Впечатления "из кабины":
На старте дул слабый южный ветер, как мин. по показаниям куцего колдунчика на тросах аппарата. Вспомнил свои нотации Игорю по поводу его аварийного облёта мелкого "Гриффона" и продумал план полёта, свои действия, если что пойдёт не так.
Подумал, что при дующем косяке слева лучше сначала повернуть направо потому что:
Крен правый был, после выравнивания
левой консоли он мог усилиться. Выходить из него будет трудно, а так у меня хоть запас высоты будет поболее, чем при выполнении правого поворота перед посадкой.
На старте дует южный косяк, большая вероятность, что и внизу он тоже слева, хотя весь день в долине косило с севера, справа. Да и прогнозы прогнозировали южный косяк. И если первый поворот сделать влево, то второй придётся делать вправо, в сторону крена. А если аппарат из него выйдет с запаздыванием, то мне светит посадка на Север - Северо-запад с ветром в хвост. Не хорошо.
А если после старта отвернуть вправо, то времени и высоты для "силового" вывода будет поболее. А потом сразу пойти на посадку на Юго-запад со встречным ветром - хорошо. Так и сделал:
https://youtu.be/YaPFnQl2mMA
Бежать пришлось хутко, вот уже аппарат летит, но как-то не высоко. Пролетая кромку цепанул ботинками траву, но нормально прошёл. Не пришлось подпихивать трапецию для перелёта кромки.
Влез в подвеску, в правый поворот аппарат вошёл легко. А вот выходил с заааааметным запаздыванием и моими усилиями - правый крен усилился
Но вышел, сразу разворот назад, высоты уже немного, рулим на посадку на юго-запад, перехват в вертикаль, разгон скорости, выравнивание, выдерживание, ВЫДАЧА! Аппарат сел хорошо, но усилия выдачи были неожиданно большими, похоже, я снова его передержал и проявилась его большая устойчивость по тангажу.
Итог: "Косметические" меры крен не убрали, зато наконец-то мы каркас осмотрели и консоль выровняли. Теперь в каркасе можно быть уверенным. Хотя крен от этого усилился
Надо будет лечить крен "аппаратно", пока придумались два варианта:
1. Сделать на внешних коленах регулируемые по длине "коленца" и "поиграть" натяжением паруса по консолям: растянуть правую и отпустить левую.
2. Попробовать установить на законцовки консолей шайбы от консолей "Студента" (оригинальные шайбы "лысые, т.е. без выступов-ограничителей", как на аэросовских аппаратах без хлыстов) и попробовать убрать крен их несимметричным вращением. Но это надо будет у спецов-конструкторов спросить сначала, можно ли так вообще.