Вихідні

Обсуждаем полёты в Ходосовке и на выезде
Ответить
Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2186
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пт ноя 20, 2020 16:13

Таки погода показывает на субботу 21.11. Едем завтра.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2186
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Вт ноя 24, 2020 17:43

За 21.11:
Случился день "Межгалактической тренировки" по выражению Юли Тимошевской ;)
Ну, ещё бы: сама Юля приехала из Полтавы, а компанию нам составил Роман, приехавший из Сум. Я :shock:

Крме этих двух "понаехавших" ;) были Слава и Лёша.
Т.к. летающих было только двое, а инструктор один, то взяли только "В-52" дя занятий и "Возмездие" для потянуть обшивку.
Пришли, собрались, пошли заниматься на "Тропинку".
Погода там была своеобразная: частенько задувал не сильный, но девяностоградусный северный косяк, иногда стихал ветер до штиля,
редко, но дул ровно. Пара метров в секунду по скорости. Иногда приходили порывы в 4-5 м/с, их пережидали.
Начал Слава. В первых забегах ниже перегиба мог забыть жать аппарат, рано выдавал, не исправлял крена. Короче, хорошо, что начали разминкой снизу, а не сразу летать полезли.
Рома учился поднимать, побегал по ровному и маленькому наклону без подвески - нормально.
Юля вспоминала, как поднимать это "одоробло", с трудом, но вспоминала.
Настала Лёшина очередь лететь с верхнего старта.
Сверху дул практически ровный, немного косивший с севера ветер силой в 5-6 м/с. Отоворил Алексея стартовать далеко от кромки, подошли к ней на 3-4 метра. И я настоял на полётном задании с первым поворотом на юг, т.е. с ветром в хвост, хотя Алексей пару раз спрашивал поворачивать на север. Но я настоял на своём, потому что опасался просадки УТ-шки в роторе от деревьев на южной окраине села и последующей посадки на юго-запад с попутно-боковым ветром.
Лёша хорошо разбежался, сразу после отрыва начал влазить в подвеску и поворачивать. Долго влазил, отвлёкся на процесс, успел заложить черезмерный крен влево, а после того, как лёг в подвеске, начал активно пилотировать. Но тут оказалось, что в воздухе косит намного сильнее, ветер с севера почти вдоль склона, и достаточно сильный. Это привело к тому, что аппарат быстро несло на юг, но воздушная скорость была невелика, особенно после энергичного выхода Алексея из левого крена первого поворота.
И пока пилот выходил из поворота, потом начал второй поворот так, как привык действовать обычно, с теми же усилиями и без набора скорости, УТ-шку уже далеко унесло на юг. И начинать отворот от склона вправо аппарат "не желал".
Увидев такое дело Алексей начал активно откренивать вправо, но зажать ручку и активно набрать скорость не догадался.
К склону он прилетел в районе "Берёзки", чуть выше неё. И успел развернуться на 90 градусов вправо, курсом на запад, хотя и на высоте буквально в пару метров над "Тропинкой". Но в этот момент левой законцовкой зацепил берёзку, почувствовал это и выдал ручку.
Приземлился мягко, на ноги, правее "Берёзки", между ней и "Тропинкой". На "специально для него выкошенный" треугольник травы в пару кв.м. :D ФУХ!
Потом я провёл с Алексеем разбор на тему влияния "ветра в хвост" при полётах у склона.
Потом занимались по кругу со Славой (бегал и подлётывал из-под перегиба), с Ромой (бегал по наклону, но без подвески - страховки нет ещё), с Юлей (поднимала и бегала по малому наклону без подвески. С трудом и медленно, но прогресс есть).
Второй полёт Алексея с верхнего старта. Погода сверху не изменилась. Я поддался его уговорам разрешить первый поворот вправо, на ветер. Лёша хорошо разбежался, но при этом уже на разбеге у него был слааабенький правый крен. Который усилился после отрыва и в процессе влезания в подвеску. В итоге, УТ-шка правой законцовкой почти цепанула траву ниже кромки, но Лёша смог вырвать её из крена. Лёг в подвеску, хорошо выполнил поворот на 135 влево и на 90 вправо, нормально приземлился. Но инструкторских нервов сжёг изрядно. :evil:
Я потом не помню последовательность учлётов, не помню когда обедали и ели Славин торт за первый полёт. Роман уже хорошо бегал по наклону без подвески, потом уехал домой. Юля бегала с переменным успехом - успели руки устать. Слава понемногу разлетался до "выше перегиба", не всегда справлялся с кренами, но по скоростям хорошо себя вёл.
Под конец дня, перед сумерками, Лёша третий раз вылез на старт. В этот раз уже запечатлели полёт, есть видеосвидетельство:
https://youtu.be/BvrQUFC-eDM
Перед полётом я ещё раз напомнил, что в галсе по ветру аппарат будет нестись быстро, а маневрировать он будет вяло. Кроме того договорились, что Лёша летит по прямой пока не ляжет в подвеске, а только потом начинает повороты. И снова выбрали "южный" маршрут, т.е с первым поворотом влево.
Хороший старт, хотя и возник правый кренчик. После отрыва пилот его исправил, влез в подвеску и повернул влево. Нормально выполнил поворот, на хорошей скорости, без сильного скольжения. Но передовернул по курсу, направляясь к склону, в район той же "Тропинки". Вот тут я забыл выяснить, что же было причиной именно такого курса в сторону склона: сознательное решение подойти поближе к склону или ветром "помогло" довернуть?
А дальше события развивались непривычно стремительно для пилота. Явно у него не хватило опыта и глазомера понять, что отворачивать вправо нужно сразу после выравнивания, и отворачивать с энергичным набором скорости и хорошим креном.
А так, буквально одна лишняя секунда полёта по прямой привела к тому, что разворачиваться почти на 180 градусов пришлось почти "чиркая брюшком по траве", экстремально низко. Но по взмыванию в отвороте видно, что запас скорости Алексей сделал, что нервов хватило перед манёвром ручку прижимать - это гут.
И ему удалось развернуться против ветра, сохранить управляемость и нормальную скорость - стальные нервы и точное пилотирование. Но лучше не доводить до таких демонстраций этй стали.
Потом ещё чуть побегали снизу, свернулись и унеслись с Вжичьей помощью в ангар.

Выводы по Лёшиным полётам: Я, как иструктор, ошибся в оценке погоды и не предполагал, что в воздухе ТАК косит и это ТАК будет влиять на учлётов. И не расставил точные реперы манёвров для такой непростой погоды. То, что мне казалось естественным, для Алексея было откровением.
Алексей просто не имел ещё наработанного опыта и глазомера для правильных действий в таких ситуациях, но слишком уж смело, т.е. без здоровой опаски этот опыт получал. Это не его вина, он не мог предположить, чего бояться нужно, но стоит действовать немного на упреждение, а не "Посмотрим, а по ситуации будем действовать". Это как в притче про умелого и мудрого пилотов:
Умелый выкрутится из самой безвыходной ситуации. А мудрый просто не доведёт до развития такой ситуации, не полетит туда.

Будьте мудрыми пилотами! :smile:

ЗЫ В след. раз обязательно будем использовать рации (Лёша отнекивался от неё), и по наличию - камеру на хвосте.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Лёша
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Пт окт 25, 2019 08:44

Re: Вихідні

Сообщение Лёша » Чт ноя 26, 2020 18:01

таки да, в первом полете, после поворота на юг и влезания в кокон, траектория уже была не вдоль, а к склону и аппарат очень вяло делал правый крен и при этом ветром сносило к склону :o, скорей всего из-за малой скорости и также, возможно, смещался в трапеции не полностью, а вокруг пятой точки (иногда замечаю за собой такое). В итоге больше ничего не предпринимал кроме как сместился в трапеции в право и ждал возникновение правого крена и даже почти отвернул от березы )), но все таки зацепил ее. Аппарат практически полностью остановился, так и шлепнулся (спарашутировал) вертикально на специально подгоовленную полянку))), но все таки не на ноги :( но хоть без последствий
В третем полете, наверное, выравнивался после поворота на юг без упреждения, либо с малым. Соответственно начал повторятся первый полет, правый крен создается очень медленно, а УТ-шку сносит к склону и снова нацеливает дерево :shock: . тут разбор первого полета пригодился)) после развития такой ситуации, уже не просто переметился в трапеции и ждал правого крена)), а и нормально прижал аппарат для набора скорости. Высота конечно быстро снижалась :shock: , но зато крен создался енергичней, в итоге отвернул от дерева хоть и близко к земле был.

зы: при подлете к березе, в голове так и крутилась фраза "свил гнездо"))

Аватара пользователя
Женя
Сообщения: 41
Зарегистрирован: Сб сен 26, 2015 14:11

Re: Вихідні

Сообщение Женя » Пт ноя 27, 2020 20:58

Всем здоровья! Березку говорил спилить нужно было

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2186
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пн ноя 30, 2020 10:49

Женя писал(а):
Пт ноя 27, 2020 20:58
Всем здоровья! Березку говорил спилить нужно было
НЕ нужно берёзку пилить! Что будем вместо неё использовать маркером "ты туда нэ лэтай, ти сюда лэтай"? :) Да и просто, она овраг прикрывает, а учлётам падать в обраг - оно больнее, чем на дерево.

ЗЫ Но лучше не падать! :evil:
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Ответить