Занятия на выходных (новая тема)

Обсуждаем полёты в Ходосовке и на выезде
Закрыто
Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2017
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение -tyt-- » Вт сен 04, 2018 17:47

Спочатку я зверху облітав апарат після ремонту. Ремонтував я з Настею, так що в якості ремонту був впевнений. Ще раз дуже ретельно перевірів зборку - все в порядку.
Трохи проблем було з висотою підцепу: на одному великому карабіні, за штатну серьгу - високо дуже. За ремінний подовжувач на ньому ж - низько. Довелося ганяти Настю за звичайним карабіном - за подовжувач з ним було низьковато, але припустимо.
На старті слабкий східний, іноді північний вітер. Дочекався рівного (0,5 м/с від сили) і побіг. Незвично по слабкому вітру, але розігнався, біжу, тисну, що є сил. Все рівно після відриву апарат проссів, я запідозрив, що відірвався з малою швидкістю і добирав її на зниженні. Потім, на землі, Настя ніяковіючи підтвердила моє припущення. Гаразд, потрібно згадувати, як бігати УТ-шку, чи саме в цьому апараті щось індивідуальне - учльоти весь день втрачали контроль за кутом на розгоні.
Відлетів від Гори, пустив руки - апарат летів рівно по тангажу (тільки я пузом майже чіпляв ручку - незвично), але трохи почав кренитись вправо (дивно, як раз ліву консоль ремонтували, звично ремонтована може бути "слабіша" за цілу). ще й мене з підвіскою почало повітрям розвертати вправо, поперек потоку.
А тим часом апарат сам вийхов з правого кренчику і трохи перекренився вліво, але трохи. Я зробив висновок, що яскраво вираженого крену в нього немає, ці "перекиди" мгла і погода спричинити.
Взявся за ручку, розвернувся з підвіскою по потоку і повернув вправо, вздовж Гори. Вхід в поворот і вихід з нього - штатно пройшли.
Долетів до "Сходинок", повернув вліво на 90 градусів, одночасно переходячи в вертикаль. Здалося, що на визід з лівого крену знадобилось більше зусиль, ніж для правого. Але поки відніс це до впливу погоди та близкості землі, віиріняв і сів без питань. Апарат визнав годним для учльотських польотів, при нагоді можна його ще раз дооблітати на симетричність правих і лівих кренів.

Польоти учльотів почала Настя.
Перший політ не знімали - я камеру ввімкнути забув:( Що пам'ятаю - було задирання носу під час розбігу, перед відривом. Далі відрив, перехват, набір швидкості - просадка, вже з половини висоти старту непевна споба повернути - УТ-шка не відреагувала майже. Нормальна посадка.

Другий політ: https://youtu.be/Ou8uSbrmVg8
Поки сонце було високо, мені доводилось ходити аж до Льоші, щоб попередити його про політ учльота.
З початку розбігу задирається ніс (легко видно по висоті передньої кромки крила над горизонтом) , після відриву кут тангажу повертається до оптимального. Але на просадку набору швидкості витрачається половина висоти старту. Поворот почала низькувато. Тут можна було трохи обережніше з видачею, бо апарат трохи підвзмив, а потім ковзнув на нижнє праве крило, після чого трохи качнувся назад вліво. Лівий крен не створив, але з повороту вийшов сам і курс крутнувся вліво помітно.
Я потім звернув Настіну увагу на те, що метою повороту є зміна курсу, а не сам крен, що наполягати і стежити треба за зміною курсу.
Для набору швидкості на глісаді вже не було висоти.

Третій: https://youtu.be/U6w-_Dsv3M4
Закид носі вверх під час розбігу менший, але був. Но короткий.
Через це відрив кращий, висоти в польоті більше. Але погода не пустила так просто повернути вправо. Намагаючись виконати координований поворот Настя трохи завісила УТ-шку (0:20 - висота носу над горизонтом дуже велика). УТ-щка повисла, але ковзнула на праве крило. Через це ковзання потім був невеликий "відкат" курсу й крену назад вліво. А тут і земля.
Власне, з землі мені циз взмивань видно не було, тому й не казав про них. Але що треба робити, щоб їх не було:
В процесі входу в поворот потрібно звертати увагу на те, щоб не допускати взмивання апарату від видачі ручки. Якщо після "Притис-Відкренив-Видав" апарат не крениться, а летить майже рівно, задираючи носа, то потрібно не забуваючи відкренювати знов притиснути і видати ручку, повторюю: не забуваючи відкренювати. Іноді так доводиться декілька разів зробити. Головне - не допускати завороту траекторії вверх, не допускати взмивання. Його можна помітити по збільшенню перевантаження при дачі ручки. А звідси правило: при вході в поворот намагатися давати ручку розмірено, щоб перевантаження трималось біля звичної "одиниці" і не зростало.
Бо прямолінійне виконання "Притис-Відкренив" не завжди супроводжується креном, а поки немає крену, то наступну дію "-Видав" виконувати рано. Можна лише повернути ручку в балансирне положення і дивитись на реакцію дельтаплану: якщо крен пішов, то можна і трохи видати, якщо крену нема, то знов притиснути і повернути в балансир, постійно намагаючись відкренити дельтаплан.
Краще поясню голосом і потренувати на учбовій трапеції це потрібно.

Молодець, що після повороту встигла ще притиснути ручку і трохи піднабрала швидкості перед посадкою. Гут.

Женин первый https://youtu.be/ai4TGf6ETUA
Отличное выдерживание угла тангажа, но недостаточно быстро бежал, поэтому отрыв затянутый внизу, да ещё в момент отрыва качнул ручкой вперёд. Мне сбоку казалось, что это для того, чтоб "перепрыгнуть" недокошенную растительность.
Поворот только креном, поздний вывод, поэтому так и не исправил крен до посадки, посадка с началом "циркуля".

Второй: https://youtu.be/a9XqnCy2BN0
Задирание носа в процессе разбега, на отрыве практически штопорный поворот-флюгирование на ветер справа.
Но после отрыва догадался прижать ручку, набрал скорость, даже повернуть попробовал, но уже низко был. И снова невыход из крена до касания - "Фігова мода!" :twisted:
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2017
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение -tyt-- » Вт сен 04, 2018 18:34

Продолжаем Настю летать:
Четвёртый: https://youtu.be/htuO5R_eA9M
Снова подвешивание в процессе разбега и нормальная скорость после отрыва. Энергичный доворот вправо, по полётному заданию,
Снова потеря скорости в повороте, небольшое соскальзывание на нижнее крыло и кач вправо-влево. Хорошая посадка.

П'ятий: https://youtu.be/FDA2rKB10R4
Задертий ніс під час розгону (відстань між кромкою крила та горизонтом, порівняти з іншими польотами), а після відриву дисциплінолваний віхід на нормальну швидкість (з 0:15). Класний, дуже правильний і енергійний координований поворот вправо без втрати швидкості в процесі. Гарний і вчасний вихід, відмінна посадка. НЯП в цей раз я сказав Настьоні, що саме таких польотів я від неї і очікую.

Снова Женя:
Третий полёт не засняли - забыли. Полёт не помню :(

Четвёртый: https://youtu.be/NsoVLGE5gyU
Нормальный угол в начале разбега, но перед отрывом задрался. Прижал, перехватился - всё хорошо но уже низко для поворота. И всё же стал поворачивать - зря. Из крена до выдачи так и не вышел полностью.

Настіна черга:
Шостий: https://youtu.be/OKJFcHilkAk
Задертий ніс на розгоні - я цього, мабуть, не відмітив, бо не пустив би зверху :twisted:
Але в горизонталі нормальна швидкість, нормальний поворот, хоча не такий файний, як минулий - був маленький, але підвіс і кач вліво. Але маленькі. Впевнено гарна посадка.
Наявність працюючої рації, дуже м'якої східної погоди і адекватної Насті, що дуже слухняно вконувала команди в рацію, спонукали мене запустити Настю зверху. Щоб не довелось це робити пізніше в гіршу погоду, на західному схилі, і взагалі, щоб підтримати сумлінні заняття учльота :).
Допоміг занести, там справді довелося продиратися через високу слизьку траву. І це з моїм ростом, Насті самій було б набагато складніше.
Зверху показав куди летіти, проговорили з Настьоною порядок польоту, підчепились, перевірились, злетіли:
https://youtu.be/aUZEQlTcoxQ
Знову задертий ніс на старті, нормальна швидкість після відриву і в горизонті.
Підвішений апарат в першому повороті вправо, поворот через зісковзування на нижнє крило :twisted:
Молодець, що заспокоїла розкачку і твердо тримала потрібний курс вздовж дороги.
Здається, віджималася від ручки і трохи перетискала апарат. Можливо перетискала, бо з такого ракурсу погано видно.
Початок розвороту на посадочний курс вчасно. Але не довела до потрібного курсу, довелося ще раз довертати, вже низько і виводити з крену паралельно з перехватом. Але справилась - молодець! Поздоровляю :)
Треба було бачити усміхнену Настю, коли я зустрів її внизу щоб допомогти заносити апарат :)

Восьмий: https://youtu.be/IzIyUkjRhV4
Мені довелось розганяти парапланеристів зі старту, порозсідалися, як курки на сідалі! :evil:
Задертий ніс на розгоні - просадка після перехвату :(
Перший поворот вже акуратніший, але все ж таки із уповільненням і невеликим ковзанням на нижнє крило.
Другий поворот низькувато і самим креном. Тренувати координовані повороти ще треба.
І кущі-дерева на полі рубати.
Але все нормально, посадка гарна.

Зібралися і подалися додому.
При можливості детально розкажу і покажу на моделі, що я мав на увазі про взмивання в повороті і ковзанні на крило.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

DimaD
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Чт дек 03, 2015 10:15

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение DimaD » Ср сен 05, 2018 13:13

Мне очень помогли бороться с задиранием угла на разбеге по штилю видяхи, снятые снаружи (инструктором) и сбоку.
С килевой трубы гораздо менее наглядно. До того, как увидел сам на видео, не мог понять, о каком моменте на разбеге мне все время говорят.

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2017
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение -tyt-- » Пт сен 21, 2018 13:49

Поки прогнози невтішні:https://www.windguru.cz/589645
в суботу сильний південний вітер, в неділю сильний і мокрий західний. Хтось з учльотів збирається зачимось їхати?
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2017
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение -tyt-- » Пт сен 21, 2018 23:57

Прогнозы изменились, м.б. получится в воскресенье. Если осадков не будет.
В субботу к вечеру будем посмотреть.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2017
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение -tyt-- » Пн сен 24, 2018 15:45

Гм...
Учлёты, таки необходимо озвучивать свои намерения до занятий! :evil:
Потому, что в автобусе я встретил только Славу, который заранее созвонился со мной по телефону, ведь ему из Винницы ехать. :shock:
Антон, оказалось, думал, что я на Гору не еду и тоже был дома. Но пообещал скоро приехать.
Вытащили с ним УТ-шку, потопали на западный склон, по прогнозам обещали западный ветер.
В процессе сборки выяснилось, что вытащили мы не лётный "Конкорд", а очень условно лётный "Штирлиц". Но, рассчитывая на побежки и максимум подлёты Славы, я решил не менять аппарат.
В процессе сборки обнаружил две дыры в латкарманах, в след. раз надо будет их зашить.
Таки пришлось снова сходить в ангар за плоскогубцами (поправить один коуш) и проволокой (законтрить пару болтов).
Собрали, начали пробежки.
Приехала Люда.
Рядом летали неместные парапланеристы, облётывали новый для себя купол. Старший из них сказал, что с Сергеевым в дельтаклубе ХАИ учился, УТ-шку бегал тоже :).
Погода была средней рваности, особенно, когда солнце выходило из-за облаков. Внизу дуло слабо, но иногда с севера - приходилось выжидать.

Бегал Слава неплохо, . я постепенно поднимал его повыше. Основная проблема: затянутая и неуверенная выдача, часто от того, что начинал поздно уже выдавать, сбежав с наклонной части "Тропинки" на ровную.

Приехал Антон.
Я внизу тропинки подъёма на верхний старт нашёл стрелу, предположили, что Анину. Люда сказала, что Аня собирается приехать, но когда - как получится.

Антон бегал с основной проблемой: не разгонялся вниз, а даже пытался семенить и притормаживать. Не мог он поверить аппарату и бежать быстрее, чтобы аппарат был надёжной точкой опоры. Из-за этого отпускал ручку, задирая нос аппарата.

Постепенно ребята разбегивались, Слава стартовал уже из-под перегиба. Но стабильно выдавал ручку как только аппарат его начинал приподнимать. Не резко, но плавно останавливал УТ-шку. Иногда пролетал по нескольку метров, но в режиме парашютирования и на экран-эффекте. Я направлял его внимание на то, чтобы он управлял аппаратом по тангажу, а не только гасил скорость. Один раз скрутил любимую фигуру начинающего дельтапланериста: начало плоского штопора.
В один из разов поздно выдавал, забежал в траву, сломал стойку - пошли в ангар и взяли одну, согнутую Ваней в позапрошлый раз (с надеждой её выпрямить с помощью могучего Атона). И вторую - если первую выправить не получится.

Пообедали.

Поставили гнутую Ваней стойку (там 2 мм стенка!) и выровняли (!) её. Вернее, выровнял Антон, я только показывал как и в какую сторону ровнять.

Приехал Богдан Норкин с мексиканосом Хорхе. Водил его по Горе, рассказывал за дельтапланы, потом выдумал "бегать" человека с УТ-шкой(!), в подвеске, по ровному (!). Но после того, как ему намекнули, что учлётам тоже хочется, и эта УТ-шка их, а Игорь Гладченко с Таней и тестем приехали забиать зажиленный Игоревский бус, Богдан утих и вернул дельтаплан по назначению.

Снова бегали. В один из разов Антон стартовал в ровный лобовой ветер силой в 2-3 м/с. И аппарат его поддержал, Антон не стал тормозить ногами, а хорошо сбежал, фактически так, как надо. Потом, в след. его стартах, такой шары с ветром небыло, но пару-тройку пробежек в режиме "балеруна", когда аппарат на взлётном режиме уже летит, а пилот под ним бежит едва касаясь поверхности носками обуви. Я обращал внимание Антона, что для выхода из такого режима нужно немного прижать трапецию к себе и бежать полноценно. А лучше сразу не давать аппарату "вспухнуть", давить стойки и нормально разогнать его до взлётной скорости.

Ветер подутих до 1 м/с, но стал почти всегда дуть ровно с запада.
Антону стало тяжелее бегать без ветра, снова стал подтормаживать и семенить, хотя, он уже знал как должно быть и пытался с собой бороться.

Приехала Аня. Стрелу своей не признала, но согласилась прибрать к рукам.
Первая попытка пробежки внизу «Тропинки», по едва-едва наклону, без подвески, окончилась феерическим ляпом: Аня, вероятно (я не видел, как раз приседал-уворачивался от троса её аппарата), споткнулась и растянулась во весь рост на земле с руками на выданной трапеции.
Но после объяснений все новые попытки пробежек по лёгкому наклону без подвески получились на удивление хорошо, почти отлично.

Потом была очередь Славы. У него таки получилась пара полноценных полётов с высоты «почти перегиб». Но в третий он упустил крен, не исправил его и с лёгким креном улетел вправо от направления старта. Перед выдачей цепанул правым углом трапеции траву, применил самостраховку, сломал свежую установленную левую стойку. Но сам цел, а стойку оперативно заменили :)
В результате: в клубе новый пилот, ПА-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!!!

Потом бегал Антон. Я так и не поднял его под перегиб, он стартовал на пару метров ниже. Из-за стихания ветра до совсем штиля у него снова проявлялись тенденция к торможению ногами и к «балерунскому» бегу. Но уже меньше, чем вначале дня, прогресс есть.

Потом надели на Аню подвеску и инструктировали её по самостраховке. Поначалу пугалась, и услышать от неё «Ой!» вместо действий можно было просто. Потом привыкла и выполняла уже лучше.
Бегала тоже хорошо. По очень лёгкому наклону - страховки у Ани ещё нет :( Разгоняется хорошо, не упускает угол атаки. Но проблема с поздней выдачей присутствует, надо тренировать-отучать.

Завершал занятие Антон. Уже по полному штилю бегал хорошо, не подтормаживая, но иногда «вешал» аппарат на большие, хотя и терпимые углы. Но в результате устал, уже вечерело, поднимать выше я его не стал, собрались, унеслись в ангар и уехали домой.

Итоги дня:
Новый пилот в клубе!
Две поломанатые стойки :( (в след. раз сделаем новую запасную до полётов. И позашивать латкарманы «Штирлицу» надо обязательно).
Антон и Аня отлично побегали, прогресс явный у обоих. Аня направлена в сторону страховки.
Если б я сразу знал, что будет трое учлётов, то взял бы из ангара и "Баклажан" или "Контакт" на облетать, а посреди дня их тащить уже было поздно. Так что заявляйтесь на тренировки заранее, плз. Погоду в первом приближении можно смотреть на сайтах, указаных в правой-нижней части Главной сайта.

ЗЫ Осень - намного лучше для учёбы дельтапланеризму, чем лето!
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2017
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение -tyt-- » Вт сен 25, 2018 13:41

Да, забыл поделиться роликом, который скомпоновал Любомир за прошлое занятие:
https://www.youtube.com/watch?v=Bdu-ed2 ... ploademail
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
PokrovskiyY
Сообщения: 341
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 11:22

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение PokrovskiyY » Чт сен 27, 2018 11:47

А где вообще отчеты, никто из учлетов не пишет, последний от Марчука Вовы за Май, грустно(((

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2017
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение -tyt-- » Чт сен 27, 2018 12:13

Да всё забываю напоминать учлётам, что писать в Журнал им можно и нужно
А они стесняются, видать :(
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Loa
Сообщения: 57
Зарегистрирован: Вс сен 09, 2018 22:16

Re: Занятия на выходных (новая тема)

Сообщение Loa » Пт сен 28, 2018 00:26

Отчеты, учлеты, Журнал? :unknown: Загадка? Гладиолус? :ROFL:

Закрыто