Вихідні

Обсуждаем полёты в Ходосовке и на выезде
Ответить
Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пт ноя 20, 2020 16:13

Таки погода показывает на субботу 21.11. Едем завтра.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Вт ноя 24, 2020 17:43

За 21.11:
Случился день "Межгалактической тренировки" по выражению Юли Тимошевской ;)
Ну, ещё бы: сама Юля приехала из Полтавы, а компанию нам составил Роман, приехавший из Сум. Я :shock:

Крме этих двух "понаехавших" ;) были Слава и Лёша.
Т.к. летающих было только двое, а инструктор один, то взяли только "В-52" дя занятий и "Возмездие" для потянуть обшивку.
Пришли, собрались, пошли заниматься на "Тропинку".
Погода там была своеобразная: частенько задувал не сильный, но девяностоградусный северный косяк, иногда стихал ветер до штиля,
редко, но дул ровно. Пара метров в секунду по скорости. Иногда приходили порывы в 4-5 м/с, их пережидали.
Начал Слава. В первых забегах ниже перегиба мог забыть жать аппарат, рано выдавал, не исправлял крена. Короче, хорошо, что начали разминкой снизу, а не сразу летать полезли.
Рома учился поднимать, побегал по ровному и маленькому наклону без подвески - нормально.
Юля вспоминала, как поднимать это "одоробло", с трудом, но вспоминала.
Настала Лёшина очередь лететь с верхнего старта.
Сверху дул практически ровный, немного косивший с севера ветер силой в 5-6 м/с. Отоворил Алексея стартовать далеко от кромки, подошли к ней на 3-4 метра. И я настоял на полётном задании с первым поворотом на юг, т.е. с ветром в хвост, хотя Алексей пару раз спрашивал поворачивать на север. Но я настоял на своём, потому что опасался просадки УТ-шки в роторе от деревьев на южной окраине села и последующей посадки на юго-запад с попутно-боковым ветром.
Лёша хорошо разбежался, сразу после отрыва начал влазить в подвеску и поворачивать. Долго влазил, отвлёкся на процесс, успел заложить черезмерный крен влево, а после того, как лёг в подвеске, начал активно пилотировать. Но тут оказалось, что в воздухе косит намного сильнее, ветер с севера почти вдоль склона, и достаточно сильный. Это привело к тому, что аппарат быстро несло на юг, но воздушная скорость была невелика, особенно после энергичного выхода Алексея из левого крена первого поворота.
И пока пилот выходил из поворота, потом начал второй поворот так, как привык действовать обычно, с теми же усилиями и без набора скорости, УТ-шку уже далеко унесло на юг. И начинать отворот от склона вправо аппарат "не желал".
Увидев такое дело Алексей начал активно откренивать вправо, но зажать ручку и активно набрать скорость не догадался.
К склону он прилетел в районе "Берёзки", чуть выше неё. И успел развернуться на 90 градусов вправо, курсом на запад, хотя и на высоте буквально в пару метров над "Тропинкой". Но в этот момент левой законцовкой зацепил берёзку, почувствовал это и выдал ручку.
Приземлился мягко, на ноги, правее "Берёзки", между ней и "Тропинкой". На "специально для него выкошенный" треугольник травы в пару кв.м. :D ФУХ!
Потом я провёл с Алексеем разбор на тему влияния "ветра в хвост" при полётах у склона.
Потом занимались по кругу со Славой (бегал и подлётывал из-под перегиба), с Ромой (бегал по наклону, но без подвески - страховки нет ещё), с Юлей (поднимала и бегала по малому наклону без подвески. С трудом и медленно, но прогресс есть).
Второй полёт Алексея с верхнего старта. Погода сверху не изменилась. Я поддался его уговорам разрешить первый поворот вправо, на ветер. Лёша хорошо разбежался, но при этом уже на разбеге у него был слааабенький правый крен. Который усилился после отрыва и в процессе влезания в подвеску. В итоге, УТ-шка правой законцовкой почти цепанула траву ниже кромки, но Лёша смог вырвать её из крена. Лёг в подвеску, хорошо выполнил поворот на 135 влево и на 90 вправо, нормально приземлился. Но инструкторских нервов сжёг изрядно. :evil:
Я потом не помню последовательность учлётов, не помню когда обедали и ели Славин торт за первый полёт. Роман уже хорошо бегал по наклону без подвески, потом уехал домой. Юля бегала с переменным успехом - успели руки устать. Слава понемногу разлетался до "выше перегиба", не всегда справлялся с кренами, но по скоростям хорошо себя вёл.
Под конец дня, перед сумерками, Лёша третий раз вылез на старт. В этот раз уже запечатлели полёт, есть видеосвидетельство:
https://youtu.be/BvrQUFC-eDM
Перед полётом я ещё раз напомнил, что в галсе по ветру аппарат будет нестись быстро, а маневрировать он будет вяло. Кроме того договорились, что Лёша летит по прямой пока не ляжет в подвеске, а только потом начинает повороты. И снова выбрали "южный" маршрут, т.е с первым поворотом влево.
Хороший старт, хотя и возник правый кренчик. После отрыва пилот его исправил, влез в подвеску и повернул влево. Нормально выполнил поворот, на хорошей скорости, без сильного скольжения. Но передовернул по курсу, направляясь к склону, в район той же "Тропинки". Вот тут я забыл выяснить, что же было причиной именно такого курса в сторону склона: сознательное решение подойти поближе к склону или ветром "помогло" довернуть?
А дальше события развивались непривычно стремительно для пилота. Явно у него не хватило опыта и глазомера понять, что отворачивать вправо нужно сразу после выравнивания, и отворачивать с энергичным набором скорости и хорошим креном.
А так, буквально одна лишняя секунда полёта по прямой привела к тому, что разворачиваться почти на 180 градусов пришлось почти "чиркая брюшком по траве", экстремально низко. Но по взмыванию в отвороте видно, что запас скорости Алексей сделал, что нервов хватило перед манёвром ручку прижимать - это гут.
И ему удалось развернуться против ветра, сохранить управляемость и нормальную скорость - стальные нервы и точное пилотирование. Но лучше не доводить до таких демонстраций этй стали.
Потом ещё чуть побегали снизу, свернулись и унеслись с Вжичьей помощью в ангар.

Выводы по Лёшиным полётам: Я, как иструктор, ошибся в оценке погоды и не предполагал, что в воздухе ТАК косит и это ТАК будет влиять на учлётов. И не расставил точные реперы манёвров для такой непростой погоды. То, что мне казалось естественным, для Алексея было откровением.
Алексей просто не имел ещё наработанного опыта и глазомера для правильных действий в таких ситуациях, но слишком уж смело, т.е. без здоровой опаски этот опыт получал. Это не его вина, он не мог предположить, чего бояться нужно, но стоит действовать немного на упреждение, а не "Посмотрим, а по ситуации будем действовать". Это как в притче про умелого и мудрого пилотов:
Умелый выкрутится из самой безвыходной ситуации. А мудрый просто не доведёт до развития такой ситуации, не полетит туда.

Будьте мудрыми пилотами! :smile:

ЗЫ В след. раз обязательно будем использовать рации (Лёша отнекивался от неё), и по наличию - камеру на хвосте.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Лёша
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт окт 25, 2019 08:44

Re: Вихідні

Сообщение Лёша » Чт ноя 26, 2020 18:01

таки да, в первом полете, после поворота на юг и влезания в кокон, траектория уже была не вдоль, а к склону и аппарат очень вяло делал правый крен и при этом ветром сносило к склону :o, скорей всего из-за малой скорости и также, возможно, смещался в трапеции не полностью, а вокруг пятой точки (иногда замечаю за собой такое). В итоге больше ничего не предпринимал кроме как сместился в трапеции в право и ждал возникновение правого крена и даже почти отвернул от березы )), но все таки зацепил ее. Аппарат практически полностью остановился, так и шлепнулся (спарашутировал) вертикально на специально подгоовленную полянку))), но все таки не на ноги :( но хоть без последствий
В третем полете, наверное, выравнивался после поворота на юг без упреждения, либо с малым. Соответственно начал повторятся первый полет, правый крен создается очень медленно, а УТ-шку сносит к склону и снова нацеливает дерево :shock: . тут разбор первого полета пригодился)) после развития такой ситуации, уже не просто переметился в трапеции и ждал правого крена)), а и нормально прижал аппарат для набора скорости. Высота конечно быстро снижалась :shock: , но зато крен создался енергичней, в итоге отвернул от дерева хоть и близко к земле был.

зы: при подлете к березе, в голове так и крутилась фраза "свил гнездо"))

Аватара пользователя
Женя
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Сб сен 26, 2015 14:11

Re: Вихідні

Сообщение Женя » Пт ноя 27, 2020 20:58

Всем здоровья! Березку говорил спилить нужно было

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пн ноя 30, 2020 10:49

Женя писал(а):
Пт ноя 27, 2020 20:58
Всем здоровья! Березку говорил спилить нужно было
НЕ нужно берёзку пилить! Что будем вместо неё использовать маркером "ты туда нэ лэтай, ти сюда лэтай"? :) Да и просто, она овраг прикрывает, а учлётам падать в обраг - оно больнее, чем на дерево.

ЗЫ Но лучше не падать! :evil:
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Вт дек 01, 2020 18:02

Продолжаю свои одинокие монологи, раз никто присоединиться не хочет :oops:

В воскресенье был "день перворазника".
Сначала со мной на Лёше приехала "почти 15-летняя" девочка Наташа с мамой, опирающейся на палочку. :shock:
Лёша помог вынести "Призрак" на запад, помог собрать и вернулся в ангар - чухать консоль "Баклажану".
На Горе внизу дул штиль, практически полный, намного южил.
Мелкая Наташа героически поднимала УТ-шку. Даже получалось, но на предельном пределе её небольших силёнок. Да уж, её мечты "о дельтапланчиках" столкнулись с сумрачной дюралевой действительностью.
Позанимались до изнеможения учлётки, для разнообразия провёл экскурсию по Горе. Сверху дул слабый юго-юго-запад, совсем по прогнозу. Лёша чухал консоь "Баклажану" в ангаре.
Приехал ещё один перворазник, Сергей.
Хлопец взрослый, высокий, силушки хватает. Сразу начало получаться поднимать, переместились на участок дороги для бега под южный ветер. Понемногу Сергей забегал, не очень быстро, но терпимо. Понемногу наращивая скорость.
Наташа с завистью смотрела на забеги Сергея и мужественно поднимала, частенько получалось даже без моей помощи удержать.
Пришёл ещё один незванный перворазник Коля - год назад пытался бегать, пропал и вернулся. Поднимал нормально, начали бегать. Получалось средненько, сначала медленно, потом часто задирал нос с начала разбега или крен не исправлял. Но через пару серий разбегался.
К тому времени Сергей уже совсем хоhошо бегал, Наташа даже три раза смогла пробежать с моей страховкой за верёвочку колдунчика - целеустремлённая. :good:
Но это забрало у неё последние силёнки, мама сгребла её и уволокла в сторону дома, пообещав в следующий раз уже одну отправить. Подозреваю, это были "смотрины" клуба для доци :D
А с ребятами мы пошли бегать в нижнюю часть "Тропинки".
Там дул штилевой западный ветер, вполне можно было летать с перегиба и повыше. Но никто из "тропиночников" не приехал - ССЗБ.
У Сергея получалось бегать вполне хорошо.
Коля подустал, сначала задирал нос и всё никак не хотел выдавать, тормозил ногами. Но понемногу разбегался до "удовлетворительно",
но ещё бегать и бегать. Но устал уже, даже не обедали, собрались и унеслись в ангар.
Оба бегали без подвески, т.к. не имели страховки. Но за страховку я им рассказал, в след раз должны сделать.
В ангаре обнаружили Лёшу, который дочухал консоль и теперь она вставляется во второе колено! Мо-ло-дец! :good:
Осталось только насверлить отверстия под стыковку под нужными углами и аппарат можно будет собирать и облётывать!
Отличная новость! :smile: :good:
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
Женя
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Сб сен 26, 2015 14:11

Re: Вихідні

Сообщение Женя » Пн дек 07, 2020 14:50

Эх такую погоду в воскресенье упустил

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Вт дек 08, 2020 18:30

Восточное воскресенье.
На прогноз повылазили двое "потеряшек", которых уже не чаял увидеть: Олег Вовк и Андрей Драмарецкий. Олегу выделил "Рыжего", а Андрей выпросил, невзирая на перерыв, свой любимый зелёный "ДТ".
Более-менее оперативно собрались и вынеслись, сильно помог Володя Ткаченко, который машиной вывез себе "С-14" (Ксюшин) "Студент" и "ДТ". А с учлётами мы отнесли две УТ-шки ("Конкорд" и "В-52").

Лёша собирал "В-52" в лагере, "Конкорд" унесли вниз и там с Сашей собирали. Приехал Вжик и пока Таня не привезла "Студент", то согласился похзаниматься внизу с "бегунами" - молодец! :good:
Я роздал всем ЦУ, заметил и помог Володе исправить гнутые латы в С-14, на котором рассчитывал и сам подлетнуть, смотрел, чухал потылыцю, но так и не просёк, отчего это "Рыжий" у Олега взводится туго (там завернулись и закусились нижние боковые троса в узлах трапеции, потом Олег увидел и исправил), полез наверх.
На верхнем старте был ровный восточный ветер, метра 4-5 в секунду, у меня были сомнения, что держать даже "Студент" будет.
Спустился вниз и радиофицировал Лёшу, рацию просто прицепили ему у плеча подвески, без наушника, он ему не нравится.
Лёша поднялся, отдышался, подцепился и стартовал. И удивил всех тем, что низко, по комочке, но запарил! :good:
Поначалу делал слишком сильные крена в сторону склона, из-за чего долго и тяжело выходил из поворотов. Крайне пригодилась рация - несколько раз подсказывал, что выходить нужно пораньше.
Но скорости выдерживал хорошо, летал грамотно, молодец! Медаль "Парящий утюг" полностью подтверждает. :good:
Изображение
ЗЫ Кстати, Люда, Алексей ещё осенью (26 сентября) запарил на УТ-шке, а у него до сих пор медали в "Наградном отделе" нет - недоработочка! ;)
Часть одного из Лёшиных полётов: https://youtu.be/LcPnebE3dNo

Потом слетал Саша. Он закладывал большие кренА, отходил далеко от склона, быстро слил высоту и сел.
Пара Сашиных полётов:
https://youtu.be/o4ImonFL_vo
и
https://youtu.be/UlDpCCw09HE

Ветер немного раздулся о 5-6 м/с. Второй раз Лёша тоже запарил, проведенный среди него разбор предыдущего полёта воспринял и реализовал правильно, уже был умерен в закладываниях (кренОв, а не то, что вы подумали :D ), команды по радио выполнял - гут студентишер пилот!
Потом я отправился вниз, а сверхулетающих передал Володе Ткаченко, который мужественно их на себя принял.
Про занятия снизу и гнездо Славы - в следующий раз
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Лёша
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт окт 25, 2019 08:44

Re: Вихідні

Сообщение Лёша » Ср дек 09, 2020 07:49

Большое желание учлёта и хороший ветер ии....УТ-шка парит :D ещё и медаль можно получить :Yahoo!:
За такое с меня тортик)))

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Ср дек 09, 2020 14:23

Игорь занимался с бегающими по ровному Сергеем, Колей и Наташей.
Я порекомендовал им переместиться с ровного на подножие "New Капусты" - всё же какой-никакой, а наклон, бежать легче. А учитывая, что на ровном Наташе только с трудом хватало сил на удержание аппарата, то ей это и облегчением было.
Побегали по наклону.
Из летавших:
Витя - очень хорошо, несмотря на перерыв в полтора-два месяца. Слава - неуд. Допускал задирание носа или не выравнивал крен. Одновременно делать два этих дела и бежать у него не хватало внимания сначала. Оставил на вторую серию наклона.
Из "бегунов":
Сергей - хорошо, но в процессе начал сдавать, будто бы устал.
Коля - нестабильно. Не хватает внимания следить за тангажом, креном и скоростью. То хорошо, а то задерёт нос или крен не исправляет.
Наташа с трудом поднимала, немного увереннее, чем в прошлое занятие.

В следующей серии Виктора для уверенности (его и своей) прогнал по наклону, а потом пошли на верхний старт "New Капусты". Памятуя свой предыдущий неудачный опыт на этом старте Витя сильно тушевался, всё порывался уговорить меня на "Ступеньку", мол он уже летал оттуда. Но я был непреклонен, только для его спокойствия позволил отойти подальше от перегиба. Получилось неплохо, без особых ошибок. Есть две записи:

https://youtu.be/UXphVznv5aM
В первом полёте отрыв на перегибе на черезмерном угле атаки (УА), но потом позволил УТ-шке наклонить нос, немного прибрал трапецию и полетел на нормальной скорости.
Рановато начал выравнивание на 0:09, высоковато начал выполаживать траекторию, "подвесив" аппарат. Но потом оговтався, на 0:11 прибрал стойки, подошел к земле энергично, испугался земли, энергично выдал, южным порывом справа аппарат накренило влево, не компенсировал, даже не пытался. Но скорость была уже потеряна, сел нормально.

https://youtu.be/KopxyBV3N9w
Второй подлёт с другого ракурса. Насколько видно: нормальный старт, в полёте успешно исправил правый крен (0:04), выровнял повыше из-за высокой растительносьти впереди, нормально сел.
Вообще, у Вити получались довольно ровные, спокойные полёты - хорошая тенденция.

Но Слава был не таков, он полетал с приключениями! ;)

Сначала, НЯП, более-менее ровно летал.
https://youtu.be/RswSKxKHLdQ
Первый ролик: отрыв на повышенном угле (на 0:07 отлично это видно), но потом прибрал до нормального. Ровно летел, направление не исправлял, ветром чуть вправо отвернуло его. Высоковато выровнял аппарат (0:11), стоило на метр ближе к земле подойти. Из-за повышенной скорости аппарат подвзмыл, Слава его удержал и хорошо посадил.

https://youtu.be/PsKthuc-OGY
Второй ролик: хороший старт, ровно летел на минимальной скорости, но на 0:12 ещё чуть уменьшил скорость ниже минимальной. Потом прижал, пока елозил в трапеции, то ли сам, или погода помогла сделать правый крен, почти его исправил, но не до конца. Высоковато начал выравнивание (гасить скорость), порывом слева заметно понесло в сторону, но без крена. Нормально посадил.

Рекомендация: при подходе к земле держать повышенную скорость, она обеспечивает хорошую управляемость по крену и меньшее влияние на аппарат приземной турбуляки. А минимальная скорость наоборот "затупляет" аппарат по крену и делат его "игрушкой волн".
И уже подойдя на минимальную высоту выровнять полёт вдоль земли, выдержать до снижения скорости до посадочной, потом посадить аппарат.

https://youtu.be/tMICm-zhjkw?list=TLPQM ... STCzUMElZA
Третий ролик: Хороший старт, хороший полёт, исправил крен, хорошо посадил - прогресс на лицо :good:

Но между этими роликами у Славы были и отрывы с задранным носом и падением на середине склона (стойку погнул - исправили), и неисправление заданного себе же на старте правого крена, из-а чего начал цеплять траву консолью, развернулся вправо и сел на деревья, полноценное "гнездо" свил. Люда, ему тоже медаль, но уже "гнездовую":
Изображение
Но к вечеру залетал более-менее стабильно, уже осознанно рулил по тангажу и крену, прогресс на лицо :good:

В перерывах меж летающими Сергей, Коля и Наташа бегали по наклону у подножия. Сергей быстро "скис", жаловался на крепатуру с прошлого раза и уехал.
Коля бегал, но не очень стабильно. Я ему рассказал про приёмы самостраховки и пустил бегать по мин. наклону, но страховки у него ещё нет, выше его поднимать низзя! :evil:
Наташа с трудом, но поднимала и даже старалась бежать по наклону. Но нос всегда задирался, иногда раньше, иногда позже… Тем не менее, прогресс тоже очевиден, в прошлое занятие она аппарат и держала-то еле-еле.
Я порулил полётами "Капустников" до обеда, потом, с небольшим перерывом, после. Ребята сделали по несколько полётов каждый, точно я не считал. Второй заход был уже "радиофицированный" - сверхулетающие устали и отдали рацию. Но толку от неё на нижнем старте много не было, уж очень скоротечны там события.
Вжик облетал свою подвеску с уложенным в неё СПСД. Сначала внизу долго вывешивался, регулиовал подвеску, потом слетел вниз без парения.
Сверху ещё летали "потеряшки" Олег Вовк и Андрей Драмарецкий.
Первый на "Рыжем" облетал новую подвеску, вспоминал, как оно вообще летается.
А Андрей отжёг в своём стиле: два часа летал, до вечера. Реально "как прибили, так и держится" :D Силён: на "ДТ" в Ходосовском динамке два часа после длитеьного перерыва.
Учлёты впервые увидели, что дельтапланы не только сверху вниз могут, что они бывают другой конструкции, чем УТ-ка ;)
Я ещё запустил с " New Капусты" Таню Гладченко на "Студенте" - хорошо слетела, шероховатости на посадке. Потом с нею Вжик занимался, а я наверх ушёл запускать.
И во всём этом бедламе не успел полетать сам :%) Рассчитывал, что Володя Ткаченко полетает на "Ксюшином" до обеда, а потом я поширяю. Ан нет: Володя стартовал только перед обедом и долго-долго летал, тоже, наверное, часа полтора-два. А приземлился перед сумерками, да и ветер уже стихал. Я для себя понял: в дни с обилием учлётов нужно поскорее и пораньше лететь, чтоб успеть. А то потом учлётская рутина затянет и захлестнёт до вечера, а там уже и моральная усталость не даст полетать. Не, в восточные дни нужно пораньше стартовать от учлётов! :D

По снаряжению:
Громкости раций хватает и без наушника при их закреплении на лямке за плечом учлёта, м.б. на килевой тоже - пробовать надо. Польза от рации, особенно для сверхулетающих - большая.
Слава принёс, но не способился прикрутить на свою УТ-шку камеру. А жаль, бо с камеры на хвосте записей получилось бы намного больше, и ракурс там очень информативный - не забудь в след. раз камеру и ", доверенный тебе, общественный" скотч ;)
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Ответить