В воскресенье 19.07.2020
Я сообщил в клубном чате, что приеду в воскр. очень поздно, НЯП в 0:38, потому не особенно ждал откликов. Что делать по технической части с клубными аппараттами было, но инициатив от учлётов не поступило, ну, как знаете. Как мин. хотел завезти в ангар "Рыжего" для дальнейшей починки.
По дороге на Гору встретил машину Паши Кренца с аппаратом а крыше, и Пашу за её рулём. Вспомнил, что в субботу мне звонил Рома Азёмов, подумал, что он тоже в той машине есть. Гут, на Горе увидимся.
В процессе езды подумал, что на Горе будет удобно покрутить концевые шайбы у своего "Комбата" чтоб убрать лёгкий левый крен, который вчера в полёте обнаружил, поэтому поехал сразу в восточный лагерь - там в компании Паши и Ромы будет веселее возиться.
На Горе уже стоял аппарат (С-5) Бориса Терновского - дельтапланериста родом из Винницкой области. Сейчас он работает в Киеве экскаваторщиком. Я его встречал на Горе с месяц тому назад, немного пообщались, обменялись контактами. Борис мне звонил перед выходными, я сказал, что попробую быть на Горе в воскресенье.
При встрече Борис мне рассказал, что вчера (в субботу) слетал с верхнего старта, не парил, сел внизу в "комишi". Жаловался на небольшой правый крен. Я ему прямо на месте потыкал пальцем в характерные места восточного склона, рассказал про особенности, про "вагончик".
Рассказал о штатных регулировках крена на С-5, рассказал о своём кренчике, Борис помог мне в процессах ослабления обшивки, верчения шайб и натяжении обшивки на место
Тем временем Паша с Ромой собрали Пашин "Студент" и по разу слетели. Рома говорил, что вообе-то погода парящая, но он ошибся и рано сел. В очередной раз была очередь лететь Паши. Он подождал начала раздувания, но ИМХО можно было бы ещё подождать. Стартовал хорошо, но далеко отошёл от кромки, через пару галсов сел. Как раз погода раздулась до уверенного парила
На этой ноте я подосьвиданькался со всеми, взяли приблудного Ваню Цуркана и поехали завозить "Рыжего" в ангар и домой ехать. Успели положить "Рыжего" в ангар КПИ, как звонит Паша и сообщает, что Борис упал, сильно травмировался, скорую уже вызвали

Быстренько вернулись в восточный лагерь.
Когда приехали, то аппарат Бориса был где-то внизу, Борис на склоне, выше середины, левее (севернее) старта, толпа парапланеристов под руководством Володи Силенко квалифицированно оказывали ему помощь. Поднялись к ним, что было совсем не просто по крутому склону, поросшему скользкой сухой травой. Борис был в сознании, следы крови на лице (губу разбил или носом приложился), нога (правая ?) в бедре неестественно свёрнута явно травма бедра и/или таза и тазобедренного сустава. Из лат С-5-го сделали импровизированные шины (а я мысленно стукнул себя по лбу, что протупил и не взял шины из ангара), закрепили их скотчем, прям к одежде примотали - получилось практично. Володя Силенко выдал мягкие носилки, аккуратно их подсунули под пострадавшего, и при большом количестве помогающих аккуратно понели их вниз.
На крутом склоне это было совсем не просто, но решалось избытком носильщиков, приходилсь буквально нижним руками давать опору под обувь носильщиков, чтоб они могли нормально передвигаться и не скользить.
Понемногу справились, спустили Бориса к подножию. Подвеску (аэросовскую учебную) срезали, куда она делась - не в курсе. К тому времени приехала "Скорая", областная, не киевская, и друг Бориса - Руслан.
Скорая сказала, что собирается везти Бориса в Васильков, но по просьбе Руслана переиначили на Обухов - там у Руслана были свои знакомые из персонала. Многократно повторял врач, что везти в Киев они не могут, не имеют права, только частная скорая может в Киев отвезти.
Руслан уехал сопровождать "Скорую", показывать им короткую дорогу и устраивать Бориса. Подруга Бориса, Нина, осталась сторожить машину Бориса, а мы собрали Борисов аппарат и стали ждать известий. Т.е. собирал этот С-5 в основном Рома, он же сказал, что похоже, что апарат перетянут очень сильно. Одна стойка вынесена, вторая согнута дугой. Но какая из них - не помню. При разборке аппарата еле раскрутили барашек на нижнем узле трапеции. Он-то был законтрован, но ржавчина и без контровки держала так, что пришлось применять плоскогубцы и ключ, чтоб ту гайку стронуть и открутить.
Аппарат собрали и положили на стеллаж левй стенки в ангар КМЗ, просьба его не трогать без моего ведома.
Ближе к вечеру позвонил Руслан и сказал, что врачи обнаружили только перелом бедра, без травм внутренних органов. Сказал, что снимков и КТ делали много, но больше ничего не нашли. В среду-четверг будет операция по сборке кости на "штифте", вроде, это самая современная технология и обеспечивает скорейшее заживание.
Самого паденитя никто из дельтапланериств не видел, какой-то очень невнятный кусок видео попробую раздобыть, но не факт, что на нём будет что-то видно.
Получилсь классическое ЛП с "неизвестным пилтом". Т.е. со слов Бориса он у себя летал и не редко, но НЯП гора у них маленькая, пологая. Парил ли он вообще - не в курсе.
Постфактум я понял, что у меня сработал стереотип: пилот на С-5 уже достаточно самостоятельный, представляет, что он делает. Поэтому и "инструктаж" я ему проводил, как уже вполне опытному пилоту, но новичку в данном месте. К тому же он слётывал в субботу. Правда уже потом я вспомнил, что в день нашего знакомства (дул средней силы южный ветер, т.е. 90 градусов справа на старт) Борис тоже пытался слететь с Горы на своём аппарате, что окончилось crash landing на юго-юго-западной части склона. И тоже я того полёта не видел. Похоже, с управляемостью его аппарата уже тогда были проблемы.
И я не стремился задерживаться на Горе, свои дела закончил и домой. Думал, что Паша с Ромой за "новичком" присмотрят.
Да уж, это ЛП - лишнее подтверждение, что со всеми "приблудными" нужно быть максимально осторожными. Особенно, если это самоучки на старой технике. Вплоть до того, что сначала в разговоре максимально выяснить квалификацию, где учился, где летал. В какую погоду. При малейщих сомнениях настоять подождать спокойную погоду, первый полёт совершить со "Ступеньки", а то и для начала пробежаться по ровному попросить - кроме старта это покажет, как пилот готовится к полёту, как проверяется, как висит в трапеции, не слишком ли высоко?
Отдельно оценить аппарат. Кстати, внешне я Борисов С-5 таки смотрел, никаких заметных нэгараздов не обнаружил. Но смотрел не сильно внимательно, сейчас понимаю, что это всё тот же стереотип: "полот С-5 - это самостоятельный и достаточно опытный пилот".
Короче, внимательней надо.
Вон, в субботу Люда одного такого "владельца С-5" уговорила попробовать свои силы сначала на клубной УТ-шке, а не на персональном С-5. Говорит, что результат опробывания был нагляден и показателен не только для "прэтэндэнта", но и для окружающих клубых учлётов. Но НЯП все целы, и аппарат цел.
ЗЫ Как выздоровеет, Борису нужно будет придумать как и отблагодарить парапланеристов, что его спасали. Без толпы (десятка в полтора) квалифицированных помощников нам с Пашей, Ромой, Ваней, Юлей было бы значительно сложнее.