Вихідні

Обсуждаем полёты в Ходосовке и на выезде
Ответить
Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Чт июл 02, 2020 17:47

Итог по обоим:

1. Учиться стартовать без задирания носа! :evil:
Я бы рекомендовал обоих прогнать раза по три по ровному, в качестве порицания и тренировки.
Потом объяснить и показать, как стартовать с верхнего старта при наличие ветра, как аппарат на поток ставить и ровно уходить, как компенсировать подброс носа при проходе кромки. По паре раз согнать со "Ступеньки", добиваясь отличного выполнения старта. А если не будет отличным, то повторять до того, пока не будет получаться!
2. Не жадничать, оставлять высоту для нормального построения захода и красивой посадки. Вы на УТ-шке летаете не ражди самих полётов, вы тренируетесь к переходу на следующий тип! А с ним такие хулиганские посадки с попутным ветром будут зело больно. И стоек наломаете.
Повторюсь ещё раз: с середины Горы уже все ваши думы должны быть на построение спокойного захода и красивой посадки. А не начинать думать о посадке, когда трава перед мордом мелькает.
Да и в полёте, как только снизились до кромки, так сразу одним глазом держите в поле зрения посадку и прикидывайте, как вы к ней будете лететь, как заходить, если вас сейчас не поддержит, а просадит.
Место посадки и направление захода нужно продумать ещё пере стартом, глядя на текущие погодные условия, в первую очередь - направление и силу ветра.
3. Прижимаясь к склону смотрите на рельеф и препятствия, просчитывайте на ходу возможные места подъёма, а особенно просадок и роторов. Не думайте, что просто прижаться к склону - этого будет достаточно, нужно выбирать где можно прижиматься, а где - нельзя.
4. Обоим изучить и применять на практике правила расхождения (http://hangglider.kiev.ua/instruktion/rules.html). Оглядываться назад перед каждым разворотом!
Напомните мне, я расскажу как удобней оглядываться, и "на пальцах" правила расхождения объясню.
5. Нужно активно "Баклажан" ремонтировать, такими темпами он вам скоро понадобится.

Теперь индивидуально:
Мише:
Нарегулировать подвеску для более горизонтального положения.
Намного осторожнее и дальше облетать препятствия, деревья, рельеф. То, что ты не валялся на склоне/не висел на деревьях - это не твоя заслуга, а просто везение. Но полагаться на него нельзя, нужно летать безопасно.
Внимательнее следить за скоростью в полёте, очень внимательно! А то часто "выезжал" на низкой нагрузке на крыло и везении.

Лёше:
Исправить старт. Сейчас - отвратительно. Мудрость - она не в выходе из безвыходных положений, а в том, чтоб в них не попадать.
Не терять скорость при полёте у рельефа. Нет высоты - отворачивай от склона, а не ручку пихай!
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Лёша
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Пт окт 25, 2019 08:44

Re: Вихідні

Сообщение Лёша » Чт июл 02, 2020 20:56

Спасибо за разбор полётов)), действительно со стартом часто "косячу" надо потренироваться. На тех полетах ошибочно надумал себе: как можно больше галсов выполнить и чем ближе к склону, тем лучше, ну и сесть поближе, чтоб меньше аппарат тащить)) Ну после разбора понял, что построение захода и посадка неотъемлемая часть тренировочного полёта, которую тоже нужно выполнять как можно лучше )). Будем исправляться :good:

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пт июл 03, 2020 12:20

На завтра (субботу) хочу предложить сделать большой день техобслуживания клубной техники. А то сейчас всего полторы лётных УТ-шки осталось, да и то к В-52 вопросы есть. Много-много нужно шить обшивок. При том, шить сейчас, пока тепло.
С "Баклажаном" таки начать восстановление, а то на него уже трое-четверо пилотов на подходе, а два клубных "студента" всё ещё заняты.
Кто из учлётов сможет завтра?
А кто сможет в воскресенье, но не может в субботу? (Андрей?)
(есть вероятность, отличная от нуля, что я и воскресенье смогу. Но, хотелось бы только один день на ТО потратить, а не оба.)
А кто сможет быть в любой из дней?
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пт июл 03, 2020 13:21

mihaly494 писал(а):
Ср июл 01, 2020 00:31
Полёты 29/06/2020
Таймкод в описании к видео.
Мои - https://youtu.be/EYzoOfjLNFo
Саша - https://youtu.be/mkhW6DmG3Z4
Мишины полёты:

Первый (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=1)
Хороший старт. Аж удивительно, после восточных-то ;)
А дальше все повороты только креном, вместо "прижал-откренил-выдал". Потому и аппарат долго входит в поворот, много теряет высоты в скольжении, тяжёлый и затянутый вывод. Для желаемой угловой скорости развоорта приходится делать большие крена, что затрудняет вывод и приводит снова таки к потере высоты.

И ещё. Велошлем, да с набалдашником камеры - это для первых полётов катит. Для полётов сверху необходим полноценный шлем, а камера … при прямом ударе она может поспособствовать и шею своротить. Пользуйся камерами на каркасе и не выёживайся, не стоит косить под парнушников - они жопой вперёд летают, а не головой вперёд.

Второй (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=29)
Хороший старт. С правильной отработкой бокового ветра (разбег "крабиком").
Отстегнулся один из коленных обхватов - это не повод, чтоб не прокачнуться в горизонт и не закинуть ногу без поддержки на другую.
И можно попробовать отдать обхваты на перешивку новых липучек Игорю Наконечному.
Снова все повороты только креном - недостатки см. выше.
Снова черемерный крен в развороте на посадочный курс. Столь глубокие крена можно закладывать повыше, если есть необходимость. Но у земли - только если совсем нужно, опасно не выйти из него. Физику процесса объясню вживую.

Третий (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=53)
Хороший старт.
Все повороты только креном с перебором скорости. Соответственно, глубокие скольжения, большая потеря выясоты, глубокие крена около рельефа. Очень небезопасно. :twisted: Разворот на посадку вообще почти из свала на крыло в глубокий крен выполнил (1:03) - крайне небезопасно и не эффективно с точки зрения расхода высоты.
А перед посадкой тебя просто чуть прихватила приземная турбуляка. Но т.к. ты был на мин. скорости, то из крена еле вышел и выдача получилась с трудом. А был бы со скоростью - была бы намного красивее посадка.

Четвёртый (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=80)
Хороший старт с отработкой боковика.
Первый поворот только креном.
После выхода из поворота отпустил ручку до мин. скорости и из взмывания свалил аппарат влево. Снова скольжение.
Потому и в следующий поворот вошёл сразу, что это был скорее кач в противоположную сторону, а не поворот.
И снова черезмерный крен в правом повороте на посадку.
И неправильный посадочный курс - на западной посадке комфортно сажать в секторе от ю-запад д ос-запад, но не ровно на север или юг.
Но, применяя героические усилия, ты аппарат удержал от крена и посадил хорошо. Всем учлётам: на 1:39 пример, как нужно эффективно выкренивать аппарат в вертикальной стойке.
Но лучше не доводить до необходимости таких усилий, а сажать ровно на запад.

Пятый (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=104)
На разбеге отпускал аппарат, терял скорость, приходилось дожимать и добегать - такое… :?
Повороты почти только креном - см. выше.
Краиний поворот уже не с таким безумным креном - гут.
Кривая посадка из-за отсутствия запаса скорости на посадочной прямой.

Шестой (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=131)
Разбег с предельно допустимым углом - не давил аппарат. Посреди дня, в термичную погоду это чревато.
Поворот только креном и прижатием. И сразу перекладка в противоположый крен - выглядит, как начало раскачки.
И ваще ожибка: нужно делать не повороты, один за одним, а поворот - галс вдоль склона, поворот - галс, поворот - посадка.
Т.е., чтоб после выхода из поворота был участок полёта вболь склона. И на достаточной высоте для последующего разворота на посадку и посадки.
Ты подобное попробовал сделать в следующем галсе на север. Кстати, летел на мин. скорости, но около склона нужно всегда иметь её небольшой запасец для манёвра.
Но там было уже слишком низко для галсирования, там-то, с твоей высоты, нужно было сразу ворочать на запад на посадку. А ты передержал аппарат в галсе, в результате небезопасная посадка в куст.
Кстати, теперб тебе понятно, что нужно срубать в первую очередь? ;)

Далi буде.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пт июл 03, 2020 19:16

Седьмой (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=157)

Разбег на максимальном угле - зря, на старте лучше чуть запас скорости иметь.
Перехват одновременно двумя руками, да ещё и промахнулся по ручке - не мастерись, умные и живые пилоты перехватываются по одной руке.
Зажал и откренил на все руки. Что мешало сделать поворот на нормальной скорости, а не с диким скольжением и опасно близко к рельефу? (риторический вопрос, если что).
И снова переход в противоподожный крен из кача, а не осознанно.
Дикий крен до 30-40 градусов с выходом через пикирование - Миш, так не стоит делать низко и близко к рельефу. Да ещё и в велошлеме твоём :evil:
На 2:55 летел ровно, так бы и садился. Нет, нахiба-то на предеьно низкой заложил крен влево, а потом из него же и не вышел…
Миш, ты не пробовал немножко представлять последствия действий и бояться их до того, как?

Восьмой (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=187)

Тут сложно увидеть детали, но похоже, что этот полёт намного спокойнее, без диких кренов и скольжений, с экономным расходом высоты. Потому и сел хорошо.
Только перекладка из левого поворота в правый - поспешна, нужно было зафиксировать направление полёта вдоль склона, а потом, перед "Тропинкой", поворачивать.

Девятый (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=211)
Совсем расслабился на старте, не жал аппарат. Потому и задрался нос и оторвался на мин. скорости, а потом аппарат проклюнул для набора скорости.
Снова нет пролёта вдоль склона.
Снова выход из левого поворота качем сразу в правый. Да, скольжение на нижнее крыло помогает перебросить крен в противоположную сторону, но это крайне расходует высоту, затрудняет управление для полёта галсами и провоцирует раскачку (на более спортивных типах). Не делай так без необходимости!
Отворот от склона снова только зажатием и открениванием. С созданием чрезмерного крена, скольжением, выяходом через пикирование.
Потом полёт на небольшой высоте вдоль склона, высокое выравнивание и посадка "из последних сил". Предыдущий полёт, снятый нашлемной камерой, точно ты летел?

Десятый (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=240)

Ага, это уже восточный старт. Летом так бывает :D
Отвратительный старт с задиранием носа, потерей скорсти и почти штопорным флюгированием на ветер слева. УТ-шка 2-3 секунды парашютировала, пока ты не соизволил прибрать ручку и набрать скорсть :evil:
Повороты - прижатием и открениванием, да ещё и висишь носом вверх.
Зато построение захода - правильное :good:
Через это и посадка вышла хорошая.

Одинадцатый (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=283)

Отвратительный старт с задиранием носа. Глянь, на 4:45 тебе самому не страшно? Да ещё и впрыгнул на отрыве!
Не, это "РАССТРЭЛЯТЬ!" Бегать по ровному и со "Ступеньки", пока не научится стартовать нормально!
Полёт плавнее, без тех диких зажатий.
Но на посадку разворачивался только креном. И передовернул - даже с северным косяком не повод садиться на северо-запад на восточном поле!
И из крена так и не ввел.

Двенадцатый (https://youtu.be/EYzoOfjLNFo?t=331)

Начало разбега - нос в горизонте - это не правильно.
Потом задирается "в космос" - ещё хуже :evil:
Опять впрыгивание и парашютирование :twisted: УТ-шка и на этот раз вывезла тебя. Но это не твоя заслуга.
Плавный полёт, развороты без прижатий, кренами, перед посадкой - чуть с выдачей.
И похоже, что аппарат на левую строну "косит".

Миш, ты свои полёты, с разных ракурсов снятые, да и вообще все, подписывай, а? В смысле, номерок в углу экрана ставь. А то легко запутаться в них :(
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

mihaly494
Сообщения: 13
Зарегистрирован: Сб ноя 23, 2019 22:38

Re: Вихідні

Сообщение mihaly494 » Вт июл 07, 2020 14:50

Спасибо.
Восьмой полёт точно мой. Только я летал с камерой на шлеме вначале дня. Смысла особого не увидел, только мешает, цепляет троса, и не безопасно.
На Западном спешил делать повороты, почему-то подумал что так быстрее, про координированный забыл :smile:
Михаил Щербатюк

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пн июл 20, 2020 15:23

В воскресенье 19.07.2020
Я сообщил в клубном чате, что приеду в воскр. очень поздно, НЯП в 0:38, потому не особенно ждал откликов. Что делать по технической части с клубными аппараттами было, но инициатив от учлётов не поступило, ну, как знаете. Как мин. хотел завезти в ангар "Рыжего" для дальнейшей починки.

По дороге на Гору встретил машину Паши Кренца с аппаратом а крыше, и Пашу за её рулём. Вспомнил, что в субботу мне звонил Рома Азёмов, подумал, что он тоже в той машине есть. Гут, на Горе увидимся.

В процессе езды подумал, что на Горе будет удобно покрутить концевые шайбы у своего "Комбата" чтоб убрать лёгкий левый крен, который вчера в полёте обнаружил, поэтому поехал сразу в восточный лагерь - там в компании Паши и Ромы будет веселее возиться.

На Горе уже стоял аппарат (С-5) Бориса Терновского - дельтапланериста родом из Винницкой области. Сейчас он работает в Киеве экскаваторщиком. Я его встречал на Горе с месяц тому назад, немного пообщались, обменялись контактами. Борис мне звонил перед выходными, я сказал, что попробую быть на Горе в воскресенье.
При встрече Борис мне рассказал, что вчера (в субботу) слетал с верхнего старта, не парил, сел внизу в "комишi". Жаловался на небольшой правый крен. Я ему прямо на месте потыкал пальцем в характерные места восточного склона, рассказал про особенности, про "вагончик".
Рассказал о штатных регулировках крена на С-5, рассказал о своём кренчике, Борис помог мне в процессах ослабления обшивки, верчения шайб и натяжении обшивки на место :smile:

Тем временем Паша с Ромой собрали Пашин "Студент" и по разу слетели. Рома говорил, что вообе-то погода парящая, но он ошибся и рано сел. В очередной раз была очередь лететь Паши. Он подождал начала раздувания, но ИМХО можно было бы ещё подождать. Стартовал хорошо, но далеко отошёл от кромки, через пару галсов сел. Как раз погода раздулась до уверенного парила :(

На этой ноте я подосьвиданькался со всеми, взяли приблудного Ваню Цуркана и поехали завозить "Рыжего" в ангар и домой ехать. Успели положить "Рыжего" в ангар КПИ, как звонит Паша и сообщает, что Борис упал, сильно травмировался, скорую уже вызвали :( Быстренько вернулись в восточный лагерь.

Когда приехали, то аппарат Бориса был где-то внизу, Борис на склоне, выше середины, левее (севернее) старта, толпа парапланеристов под руководством Володи Силенко квалифицированно оказывали ему помощь. Поднялись к ним, что было совсем не просто по крутому склону, поросшему скользкой сухой травой. Борис был в сознании, следы крови на лице (губу разбил или носом приложился), нога (правая ?) в бедре неестественно свёрнута явно травма бедра и/или таза и тазобедренного сустава. Из лат С-5-го сделали импровизированные шины (а я мысленно стукнул себя по лбу, что протупил и не взял шины из ангара), закрепили их скотчем, прям к одежде примотали - получилось практично. Володя Силенко выдал мягкие носилки, аккуратно их подсунули под пострадавшего, и при большом количестве помогающих аккуратно понели их вниз.
На крутом склоне это было совсем не просто, но решалось избытком носильщиков, приходилсь буквально нижним руками давать опору под обувь носильщиков, чтоб они могли нормально передвигаться и не скользить.
Понемногу справились, спустили Бориса к подножию. Подвеску (аэросовскую учебную) срезали, куда она делась - не в курсе. К тому времени приехала "Скорая", областная, не киевская, и друг Бориса - Руслан.

Скорая сказала, что собирается везти Бориса в Васильков, но по просьбе Руслана переиначили на Обухов - там у Руслана были свои знакомые из персонала. Многократно повторял врач, что везти в Киев они не могут, не имеют права, только частная скорая может в Киев отвезти.
Руслан уехал сопровождать "Скорую", показывать им короткую дорогу и устраивать Бориса. Подруга Бориса, Нина, осталась сторожить машину Бориса, а мы собрали Борисов аппарат и стали ждать известий. Т.е. собирал этот С-5 в основном Рома, он же сказал, что похоже, что апарат перетянут очень сильно. Одна стойка вынесена, вторая согнута дугой. Но какая из них - не помню. При разборке аппарата еле раскрутили барашек на нижнем узле трапеции. Он-то был законтрован, но ржавчина и без контровки держала так, что пришлось применять плоскогубцы и ключ, чтоб ту гайку стронуть и открутить.
Аппарат собрали и положили на стеллаж левй стенки в ангар КМЗ, просьба его не трогать без моего ведома.

Ближе к вечеру позвонил Руслан и сказал, что врачи обнаружили только перелом бедра, без травм внутренних органов. Сказал, что снимков и КТ делали много, но больше ничего не нашли. В среду-четверг будет операция по сборке кости на "штифте", вроде, это самая современная технология и обеспечивает скорейшее заживание.

Самого паденитя никто из дельтапланериств не видел, какой-то очень невнятный кусок видео попробую раздобыть, но не факт, что на нём будет что-то видно.

Получилсь классическое ЛП с "неизвестным пилтом". Т.е. со слов Бориса он у себя летал и не редко, но НЯП гора у них маленькая, пологая. Парил ли он вообще - не в курсе.
Постфактум я понял, что у меня сработал стереотип: пилот на С-5 уже достаточно самостоятельный, представляет, что он делает. Поэтому и "инструктаж" я ему проводил, как уже вполне опытному пилоту, но новичку в данном месте. К тому же он слётывал в субботу. Правда уже потом я вспомнил, что в день нашего знакомства (дул средней силы южный ветер, т.е. 90 градусов справа на старт) Борис тоже пытался слететь с Горы на своём аппарате, что окончилось crash landing на юго-юго-западной части склона. И тоже я того полёта не видел. Похоже, с управляемостью его аппарата уже тогда были проблемы.
И я не стремился задерживаться на Горе, свои дела закончил и домой. Думал, что Паша с Ромой за "новичком" присмотрят.

Да уж, это ЛП - лишнее подтверждение, что со всеми "приблудными" нужно быть максимально осторожными. Особенно, если это самоучки на старой технике. Вплоть до того, что сначала в разговоре максимально выяснить квалификацию, где учился, где летал. В какую погоду. При малейщих сомнениях настоять подождать спокойную погоду, первый полёт совершить со "Ступеньки", а то и для начала пробежаться по ровному попросить - кроме старта это покажет, как пилот готовится к полёту, как проверяется, как висит в трапеции, не слишком ли высоко?
Отдельно оценить аппарат. Кстати, внешне я Борисов С-5 таки смотрел, никаких заметных нэгараздов не обнаружил. Но смотрел не сильно внимательно, сейчас понимаю, что это всё тот же стереотип: "полот С-5 - это самостоятельный и достаточно опытный пилот".

Короче, внимательней надо.
Вон, в субботу Люда одного такого "владельца С-5" уговорила попробовать свои силы сначала на клубной УТ-шке, а не на персональном С-5. Говорит, что результат опробывания был нагляден и показателен не только для "прэтэндэнта", но и для окружающих клубых учлётов. Но НЯП все целы, и аппарат цел.

ЗЫ Как выздоровеет, Борису нужно будет придумать как и отблагодарить парапланеристов, что его спасали. Без толпы (десятка в полтора) квалифицированных помощников нам с Пашей, Ромой, Ваней, Юлей было бы значительно сложнее.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Romeo
Сообщения: 21
Зарегистрирован: Вт окт 06, 2015 13:28

Re: Вихідні

Сообщение Romeo » Пн июл 20, 2020 21:12

Додатково про ЛП.

Падіння я не бачив, ніс апарат на гору. Взагалі дельтапланеристів на старті не було: Борис стартував самостійно.
У мене дві версії: або помилка пілота (завісив, звалився, не вирулив тощо), або перетягнутий і пересушений дельтаплан (для пропитаного лавсану це характерно). Або і те й друге одночасно.

Щодо пошкоджень. Стійки імовірно міняти обидві, бо одна зламана, друга зігнута капець як. Імовірно треба міняти одну із нижніх гранаток, бо болтом розтовкло отвір. Уламком стійки порвана нижня обшивка, проте не сильно. Підозрюю, що порвали під час переноски. Болт, який кріпить задні троса і кілевий карман до кілевої труби - загубився в процесі. Частина прямих лат і упорок пішли на шини; профільні лати в порядку. Інших сейозних пошкоджень не помітив, проте треба перевірити. Багато іржі на болтах, гайках тощо, це теж треба усунути. Взагалі апарат більше постраждав після, ніж під час падіння.

Ответить