Спонтанный выезд в Калиновку

Обсуждаем полёты в Ходосовке и на выезде
Ответить
Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Спонтанный выезд в Калиновку

Сообщение -tyt-- » Пн дек 20, 2021 18:51

Ничто не предвещало.
Сначала Антон подбил компанию ехать в ЧерКут в суббту. Потом, ближе к субботе, стал склоняться к мнению ехать на Кривое Озеро, мол туда прогноз лучше. а на ЧерКут - хуже. Ну ладно, ехать в ту же сторону, на час меньше ехать, пуркуа-бы и не па?
Но на дельтадроме Кривое Озеро никто из поехавших не летал.
С самого срання подорвались, ехали, приехали и застали там в сомненьях ребят, которые выехали в пятницу и ночевали где-то в дороге.
Все сомневались.
Мы тоже сходили, посмотрели старт - такое....
Т.е. "Не очень"
Довольно пологий, со всех сторон близко деревья и кусты. Сам склон невысокий и пологий...
А внизу под склоном речка, а потом залитый водой луг.
И не видно, насколько залитый.
А садиться по колено в ледяную воду как-то не хотелось :(
А посадки под самым склоном нет. Т.е. за севшим внизу нужно машиной ехать и объезжать большое расстояние через трассу.

На ЧерКут прогноз по прежнему был косой.
И тут кто-то предложил: - А пойдёмте в Элис!
Т.е. нет, предложил поехать в Калиновку. Нафигатор показывал 2 часа езды до неё.
Посовещались и поехали.
Нафигатор повёл всех по г..внодороге, которая сначала была полуземляная, потом внезапно стала хорошим асфальтом, потом асфальтом с подлыми дырками.
Но искусство Лёши и подсказки нав. программы о ямах помогали не влететь.
По дороге я связался с Евгением Дьяченко, выспросил у него за полёты на том склоне, про возможность полётов с данным направлением ветра. Он подтвердил, рассказал, только удивился, чего мы попёрлись туда в такую холодрыгу. :shock:

Ехали, ехали и приехали.
С этим склоном я был знаком только по роликам одесситов и Володи Ткаченко.
Дул ровный ветер, но с периодическими снежными и дождевыми зарядами.
Т.к. ветер не внушал уверенности в наборе высоты для посадки сверху на штатном месте, то сходил вниз и рассмотрел посадку внизу, рельеф и растительность на ней, местные направления ветра. Было не тривиально и познавательно, не совсем так, как казалось со старта.
Заодно помог Жене снести "Огромнолёт" для пробежек и подлётов внизу.
Потом поднялся наверх, рассказал. кто спрашивал, что я нашёл внизу на посадке, а Лёшу и Мишу взял с собой прогуляться по посадке, посмотреть всё своими глазами сблизи. Всё же, это у них первый полёт а новом склоне. А у Миши ещё и на новом аппарате.
Поделился своими соображениями по поводу построения захода на посадку и куда целиться на посадке.
Потом остался внизу ассистировать Жене Раимбековой, а Лёше и Мише сказал посмотреть, как будут летать другие, а их Женя Лысенко выпустит, если я не успею подняться.
Сверху всё никто не летал.
Женя уже много раз бегала со своим новым аппаратом, даже микроподлётики под конец получались. Пару раз её переворачивало на хвост сильным ветром (ага, нагрузка на крыло была слишком мала ля этого ветра). приходилось освобождать.
Наконец-то стартовал Лысенко.
Когда Женя убегалась, то предложил ей передохнуть пока, а я бы поднялся запускать ребят.
Когда я поднялся то стартовал Игорь. Потом я сагитировал стартовать Лёшу (не уверен в последовательности, но вроде бы так).
Постарался лишний раз напомнить ребятам про особенности обтекания воздухом склона, изрезанного оврагами, напомнил, что к препятствиям можно приближаться с наветренной стороны и облетать с подветренной.
Из учлёов первым полетел Лёша, всё же, он в аппарат боле влётан ;)
Вот его полёт: https://www.youtube.com/watch?v=TqA0dy39QnA Описание будет
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Спонтанный выезд в Калиновку

Сообщение -tyt-- » Вт дек 21, 2021 15:07

Итак, Лёшин полёт: https://youtu.be/TqA0dy39QnA

1. Старт был небезопасным. На ролике не видно, но Лёша выпустил "хвост" кокона с первого шага, но аппарат не полетел сразу и пилоту пришлось делать ещё 3-4 шага с "хвостом" между ног. Кроме того, что это не эстетично звучит ;) , так это ещё и опасно непроизвольным спотыканием из-за попадания ноги на шаге в этот "хвост".
2. Потом долго влазил в кокон в полёте от склона. А стоило начать поворот сразу, ещё находясь в вертикали, чтоб не вывалиться из зоны парения. А уже в галсе вдоль склона влазить в подвеску.
3. В первой трети полёта почти всегда доруливание только креном, что требует больших усилий. А стоило их начать сопровождать выдачей ручки, как аппарат стал намного послушнее. И высоты терять меньше.
4. Удивило, чего ты не подходил поближе к склону в районе старта. Ведь там склон ровный, более-менее плоский, без оврагов и препятствий. Вот бы и жался к нему. Но ты упорно именно у старта летал далеко от рельефа, зато справа, в косом обтекании склона ветром, жался к склону на уровне травы почти.
5. Со старта было хорошо заметно, что первые три разворота у старта ты выполнял в сильном нисходняке, терял много высоты и уползал вправо вышкребать высоту по верхушкам камышей. Я аж Мише указал на эту особенность склона и твоего полёта.
Не, я понимаю, в первый раз начал разворот, а там нисходняк и пришлось уже в нём продолжить разворот. Но в последующие разы зачем было там же разворачиваться? При полёте в динамике нужно обращать внимание на места подъёмов и сливов и привязывать эти места к местности. А потом планировать развороты там, где поднимало и планировать проскочить на скорости места сливов.
6. Тактическая ошибка: не прижимаешься, т.е. не подходишь ближе к склону, пока есть высота. А только когда просадит, тогда начинаешь опасно вылизывать и шкрябаться по оврагам. Небезопасно и не рационально это. Появилась высота - подходи ближе к кромке, даже если сейчас тебя ещё держит вдалеке от кромки. Но это "держит" может в любой момент закончиться сливом вдали от кромки. И к склону придётся опасно прижиматься намного ниже кромки, вместо того, чтоб безопасно и уверенно "сесть на кромку" и по ней "ездить".
7. На 1:54 (https://youtu.be/TqA0dy39QnA?t=114) зачем был этот отворот от склона? Нормальным же курсом летел, безпасно, далеко от рельефа, и вдруг, отвернул :no:
8. В первой трети полёта много перекрениваешь аппарат в процессе выхода из поворота, потом приходится подруливать к склону. И часто выходишь из поворота только с открениванием и прижатием - много теряешь высоты и усилий на выход.
9. Вообще, судя по скорости аппарата относительно земли, у склона косило справа. Ведь вправо ты относительно понемногу "плюхаешь", а вот в левом галсе очень быстро возвращаешься к старту.
И чем дальше вправо, тем сильнее косило. И мне совсем не понятно, как тебя не прихлопывало ротором от косого обтекания оврагов, когда ты почти в них влезал с подветренной стороны. Вот показательный момент: https://youtu.be/TqA0dy39QnA?t=219
Но повезло, или это особенности аэрологии именно этого склона.
10. Кстати, почти сразу после ты прижался к склону около старта и тебя таки выдуло. Но ты таки отвернул раньше на секунду-две, чем стоило, вместо задержаться и развернуться в подъёме :D https://youtu.be/TqA0dy39QnA?t=242 Стоило сразу жаться к старту именно к плоской части склона под стартом.
11. Начал разворачиваться ближе к старту, в подъёмах, сразу вылез выше кромки. ;) К середине полёта стал меньше пережимать на выходах из крена, поворачивать с выдачей :good:
12. Вот тут характерно: https://youtu.be/TqA0dy39QnA?t=401
Летел почти строго против ветра к гребню склона поперёк курса. Логично предположить, что со стороны твоего прилёта сначала будет нисходняк, а только потом, за гребнем, подъём.
Ты долетел до нисходняка, подумал, что дальше будет хуже, и в сливе развернулся. А стоило прижать ручку и протянуть дальше вперёд к возможному подъёму.
Хотя, как позже показало, дальше там подъёма тоже нет, там ветер уже почти вдоль склона там: https://youtu.be/TqA0dy39QnA?t=550
13. Нормально и безопасно с Мишей расходились - гут.
14. Ветер начал стихать, держать стало хуже. Но при этом он остался косым. И тут ты совершил довольно необдуманный поступок: сначала тебя скидывает с ветром в хвост с подъёма за отрогом у старта: https://youtu.be/TqA0dy39QnA?t=1260.
Так ты только вычухавшись и развернувшись у старта сразу же ныряешь в долину того же отрога, где тебя только что просаживало: https://youtu.be/TqA0dy39QnA?t=1276
По моему мнению это было уже откровенно зря и опасно, могло там и прихлопнуть. Но поддержало у самой земли - повезло. Но никогда не делай так на других склонах, они могут оказаться не столь мягкими и добрыми, как в Калиновке.
15. Потом ещё просадило, высота полсклона, вовремя и правильно принял решение идти на посадку.
16. Разворот на посадочный курс передовернул. как буд-то выпаривать хотел https://youtu.be/TqA0dy39QnA?t=1335 А нужно было "ширше" развернуться, отходя от склона на намеченную ранее "серую" полоску растительности.
17. Посадил нормально.

Итоги: сначала страдала техника пилотирования, пережимал аппарат на выходе из крена, перекомпенсировал выкренивания. Потом исправился.
Упорно не прижимался к склону в районе старта, где дул ровный в склон ветер, оббегал не десятой, но третьей-четвёртой дорогой. И при этом бесстрашно облизывал склоны и овраги с косым обтеканием ветра. Я бы так не смог, я не настолько смелый. И главное - зачем?
В полёте было видно, что справа держит ниже, чем по центру (у тебя же прибор, должно было быть видно). Но ты упорно ходил от старта только вправо, в косяк, совсем не попробовав при наличии высоты "перепрыгнуть" через овраг влево. где ветер д.б. ровнее на склон дуть, д.б. выше держать. Не вышло бы - смылся бы обратно вправо к старту и "вылез" бы уже по привычному маршруту :D

Мишин полёт: https://youtu.be/zA0AQrCM2uQ
Это его первый полёт сверху на данном типе, первый полёт на этом склоне. До этого были только два полёта по прямой со "Ступеньки" в Ходосовке.
И фактически, у меня нет замечаний ни к технике пилотирования, ни к тактике полёта. :good:
Летал, пока держало. Стих ветер и сверху все стали спускаться к кромке, скоро там могло стать тесно от "Комбатов", а потом тесно на посадочном поле. Вот я и порекомендовал Мише "вовремя смыться", пока на посадку не стали заходить сразу все вместе.
Только вот молнию стоит повыше расстёгивать
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Лёша
Сообщения: 43
Зарегистрирован: Пт окт 25, 2019 08:44

Re: Спонтанный выезд в Калиновку

Сообщение Лёша » Ср дек 22, 2021 13:33

Спасибо за разбор полета. Да, с "хвостом" между ног не хорошо получилось :D, чего-то подумал, что меня подымет с первого шага, но в итоге пришлось бежать.
В прошлых полетах заметил что нерационально прижимаю аппарат в начале разворота, да и при выходе из него тоже. Этот набор скорости помогает в управлении, но мне показалось в этот момент я зазря сливаю немного высоты. В этот раз попробовал создавать крена для разворота без предварительного прижатия аппарата. соответственно старался делать крен немного раньше (аппарат хуже реагировал) ну и приходилось больше тратить сил, устал от этого))). Не знаю, может и высоту от этого меньше сливал на развороте, сливал ее больше из-за тактических ошибок.
Посмотрел запись, действительно в галсе на запад немного не дотягивал до старта. помнится перед полетом определился не залетать за старт так как там шел большой овраг, в итоге за старт не залетал ну и до старта тоже не дотягивал :pardon:

7. не знаю, сам удивляюсь когда просматриваю :D
10. мда, не дотянул до старта, только начало подымать и я сразу отвернул, это наверно овраг западнее старта на меня влиял (отгонял от старта меня :o )
11. мне казалось вообще не прижимал аппарат и в самом развороте всегда ручку отдавал чтоб разворот был координированы. конкретно прижал один раз https://youtu.be/TqA0dy39QnA?t=1265, запомнил этот момент :D . Тогда в машине, на обратном пути, говорил про этот момент ))
14. тут что-то я не сообразил что попаду в тоже место откуда только вылез :oops:
16. ну шире не хотел, так как пришлось бы садится вдоль склона, посадочное место ограничено водой)), а так специально сделал чтоб получилось более перпендикулярно склону (против ветра)


В общем попытаюсь прижимать аппарат совсем немного, достаточным чтоб улучшить управление, и при этом не слишком зажимать, возможно попробую несколькими такими повторениями: немного прижал- немного откренил- немного выдал и так несколько раз пока не получу желаемого маневра. буду пробовать

ну и по тактике тоже буду стараться всё правильно делать))

Ответить