Вихідні

Обсуждаем полёты в Ходосовке и на выезде
Ответить
Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2292
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пн дек 27, 2021 14:08

Воскресенье 26.12.2021. Два первых полёта и одно ЛП.

Сначала вынесли только "Призрак", были Артур (первый раз), Альберт (второй раз), Наташа (уже не первый раз :D ) и Саша в качестве помогающего.
Пока принеслись, собрались. начали бегать - приехал Костя и с ним принесли "В-52".
Артур и Альберт бегали по ровному очень хорошо, как для первых разов. Силы обоим хватало с избытком.
Поменялись аппаратами: Костя поволок "Призрак" наверх, вниз оставили "В-52".
Ветер задул чуть сильнее с запада, пошли бегать на "Тропинку" Сначала Наташа сбежала с нижней трети чтобы "вспомнить всё", а потом я перевёл её под перегиб - у неё и оттуда получилось уже полететь.

Оставил Сашу бегать ребят без подцепа, а сам пошёл запустить Костю сверху. Первый полёт сделали с поворотом на север по просьбе Кости. Он получился с забросом угла на старте, зато потом пережал и повороты выполнял только прижатием и открениванием. Получалось с огромными потерями высоты, дооолгими выходами и вообще неправильно. Ещё и передняя центровка аппарата повлияла.
Внизу поругал за хреновый старт, порекомендовал переставить центровку на отверстие назад и выполнять повороты координировано, через "прижал-откренил-выдал".
На "Тропинке" запустил Наташу - получился у неё очень приличный, правильный полёт.
Наверху ветер раздулся до 7-8 м/с на перегибе, подошли с Костей ближе к кромке. Предложил таки первый поворот выполнить на юг, чтоб было больше времени успокоиться в галсе. Напомнил ему о ровном старте и не пережимать аппарат в полёте.
Старт вышел ровный, отрыв до кромки, отличный перехват. Даже приподняло за кромкой: Изображение
И тут Костя заложил сильно большой крен влево:
Изображение
Его тут же под внешнее крыло "радостно" поддал динамик, крен стал большим, Костя уже сильно начал из него выходить. И выходил просто отвисом по крену:
Изображение
Уже было начал готовиться падать, схватился за стойку:
Изображение
Но аппарат пока ещё летел и даже почти выровнялся. Только скорость на этом выходе из крена Костя потерял из-за того. что ручку сильно вперёд двинул:
Изображение
Но аппарат ещё летел, тут бы глубоким прижатием набрать скорость и отвернуть вправо. Но, пока пилот соображал, его ветром снова развернуло к склону, Костя уже перехватился за стойки и стал готовиться к "посадке". Трапеция выдана вперёд, Костя потом сам рассказал, что ближе к земле выдавал трапецию:
Изображение
А потом его резко динамиком поддало под внешнее крыло, аппарат без скорости, полетел на "посадку сверху":
Изображение
Самостраховка, сломанная правая стойка.
Фотографии Виктора Елдинова.
Ошибки:
1. Сильно резкий крен в соль сильный ветер. Аппарат развернулся "брюхом" к ветру, из-за этого резко очутился на запредельных углах атаки и перестал управляться.
2. Усугубило ещё и прижатие в повороте, что обусловило резкую просадку и минимальное расстояние до рельефа.
3. Потом аппарат усилиями пилота выровнялся и была пара секунд для набора скорости и отворота от склона. Но пока пилот соображал его довернуло на склон, тут уже точно пришлось бы падать, Костя занялся самостраховкой. И в данном случае "навивание на стойку" помогло. Хотя с такими углами падения на склон и скоростями, уже лучше применять "Прыжок в трапецию", как вот в этом примере: https://youtu.be/HzivUghsPUI?t=22

Что нужно было делать:
1. После пролёта кромки не закладывать столь сильный крен. В сильный ветер можно разворачиваться с малым креном - всё равно сильный ветер "придержит" аппарат от вылета далеко от кромки "во поля". А при больших кренах наоборот, нижнее крыло попадает в затенение у рельефа и проваливается, а верхнее попадает в более скоростной поток и создаёт бОльшую подъёмную силу. Что усугубляет "навал" на склон.
2. Когда удалось выровняться вдоль склона, то не мешкая и глубоким прижатием с глубоким открениванием набрать скорость и отвернуть от склона. Пока ещё аппарат летит на остатках скорости и вдоль склона.
3. Когда уже развернуло в склон, отвернуть не удастся, ты уже в вертикали, держишься за стойки. То НАБРАТЬ скорость, чтоб была скорость для выдачи перед склоном. А если наоборот скорость гасить издалека, то при подлёте к земле у тебя уже не будет воздушной скорости для выполнения выдачи, взмывания аппарата и гашения скорости относительно земли.
Вот тут, на том же склоне, Богдан Норкин на "Студенте": https://youtu.be/sU_KOrhfFwU
Напомни, расскажу о технике посадки в склон в лоб.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2292
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Пн дек 27, 2021 14:47

Помог Косте немного с аппаратом, он его там и присобрал, пошёл в ангар за стойкой.
Я спустился к "тропиночникам".Ребята хрошо бегали по наклону без подцепа.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Погода уже начала выравниваться и стихать.
Наташа понемногу подлётывала, не всегда успешно:
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Крен со старта, исправить не удалось, бумц. Все целы. Фотографии Виктора Елдинова.

Пообедали, Костя собрал аппарат с новой стойкой.
Ветер понемногу стихал. Ребята, Артур и Альберт, бегали почти всегда отлично.

Эх, взял на себя ответственность и разрешил им цепляться за аппарат. Рассказал подробно про самостраховку, потренировали. Кстати, для новичков крайне рекомендую ознакомиться и внимательно изучить статью: http://hangglider.kiev.ua/instruktion/fall.html
Запустил Костю сверху, он очень осторожничая с кренами безопасно слетел вниз. Пережимал.
Порекомендовал ему не пережимать аппарат и выполнять координированные повороты.
Внизу Саша гонял ребят, меня ждал для запускания Наташи.
Погода сильно стихла внизу, до западного штиля. Аж пришлось уговаривать Наташу, что воздух зимний, плотный, бежать по штилю у неё получится.
И получилось у Наташи выполнить подлётик, только "нызэнько-нызэнько", касаясь ногами земли иногда. Но полётик.

Запустил Костю ещё раз. Он осторожничал уже меньше с кренами, не перетапливал аппарат. Но в поворот вводил только открениванием, без предварительного набора скорости. Ещё раз рассказал и показал ему технику выполнения координированного поворота.
И да, при том ослабевшем ветре, поворачивать можно уже более энергично, с бОльшими кренами.
Кстати, Косте и прочим, перечитайте статью про повороты: http://hangglider.kiev.ua/instruktion/razvorot.html

Глядя на старание Артура и Альберта и очень спокойную зимнюю погоду я решился и поднял Артура под перегиб после его нескольких отличных пробежек снизу. И он почти слетел.
В следующий раз поднял выше перегиба и у Артура получился хороший полёт. Характерно: продолжал мотылять ногами в воздухе, когда в середине полёта приблизился к земле, то оттолкнулся одной ногой и продолжил полёт. Нормально посадил.
ПО-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!
Только поздравил, забыл рассказать пр тортик и рассказку.
Это я про то, что по традиции за каждое событие в дельтапланерной жизни, особенно за первый полёт, в клубе принято (традиция) приносить тортик.
И написать рассказку для форума о своих чувствах и впечатлениях, типа вот такой: http://hangglider.kiev.ua/journal/index ... 21_Natasha

Потом сходил запустить Костю. Он действовал уже смелее, скорость держал уже ближе к оптимальной, вот и поворачивал лучше, и в воздухе находился подольше.

Я снова спустился вниз. Пробежали Альберта с перегиба и поднял его повыше перегиба. Он весит на 10 кг больше Артура, а ветер совсем стих.
Хорошо разбежался Альберт и практически слетел с "тропинки", периодически касаясь склона ногами. Всё же, погода успокоилась совсем, и 90 кг веса. Подумал, что Альберту хорош бы был Женин "Огромнолёт", но он только-только испытывается.
К Альберту пожелания на счёт тортика и рассказки тоже относятся.
Тексты высылать вот сюда: ludalolarwing_sobaka_gmail.com или хотя бы в вайбер-чате. А Люда их на сайт выложит.
Запустил
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2292
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Вт янв 18, 2022 13:06

Прокомментирую полёты учлётов, что попали на видео:
Костя:
https://youtu.be/4TqKQbSw8rg

Старт с "подпрыгом" в трапецию, из-за чего отрыв немного ранее набора полётной скорости и просадка после кромки. Ещё и притопил аппарат в повороте, скорее всего.
Очень плавный, в 2-3 этапа первый поворот на юг. Очень широко летел - оказался далеко от склона и далеко в долине. И очень долго поворачивал - много высоты на это потратил, ведь каждую секунду УТ-шка сильно снижается.

Разворот с южного на северный курс - достаточно энергичный. И против ветра и на привычной высоте, наверное ;)
Но до 180 градусов не докрутил, а можно было бы.
А потом сразу нужно было развернуться влево, чтоб садиться на чистый запад. А не под острым углом вдоль долины - это чревато "сползанием" вправо, вдоль наклонного посадочного поля.
И да, пора уже учиться и применять "спортивный" профиль посадки: развернулся на посадочный курс, перехватись в вертикаль и прижми аппарат для подхода к земле на повышенной скорости. Это важно с точки зрения безопасности посадок в турбулентных условиях, а более спортивные аппараты вообще только так и сажаются.

Артём:
https://youtu.be/zHbGH5VgJj4

Хороший полёт, насколько видно т этого ракурса. Нормально по скоростям, координированные повороты. Основное замечание: сильно недопрокачнулся, висишь почти под 45 градусов носом вверх. А это мешает пространственной ориентировке, правильному ощущению себя в пространстве, проверить положение ручки относительно тельца снова-таки сложно и непонятно.
В полёте не забывай проверять е только скорость, но и свой тангаж в подвеске.
Ну, и финальное "попадание" феерично. :shock:
Я ещё подумал не говорить в рацию "только не попади в УТ-шку", чтоб не акцентировать внимание пилота на единственном препятствии. Зря не сказал. Но вроде обошлось без травм и повреждений техники.
Что нужно: смотреть в сторону предполагаемого поворота ещё на ровном участке, перед поворотом, заранее. И в процессе поворота смотреть "за угол", чтоб препятствия или дельтапланы не стали неожиданностью, как в этот раз.

Юрино падение:
https://youtu.be/fqZDcEw40vI

Да, на старте ветер мог поддуть справа и сделать левый крен. Но похоже. что не в этот раз. Ведь в последующих стартах Юру уже намного менее вело влево. Похоже, что он сам себе задаёт левый крен при разбеге.
Хотя, на прошлой неделе он так не делал...
Скорее в сего, это погода (косяк справа) крен задают, а Юра с ним не борется почти на разбеге, а только в воздухе начинает исправлять.

Итак, в процессе старта крен увёл влево. Хотя полётное задание быо: разбег по прямой перехват в горизонталь и координированный поворот на 45 градусов вправо.
После отрыва пилот исправил крен, перехватился (пока всё правильно) и сильно прижал аппарат, хотя и так летел на нормальной скорости. Вот это прижатие было лишним и вредным, привело к огромной потере высоты и к тому, что аппарат очутился ниже кустов под склоном
(Юра, ты понял, какие кусты лично мешают тебе летать? ;) Мачетину в зубы и загеноцидь их заподлицо! И товарищей привлеки)
И далее настало самое опасное: Юра не стал пытаться перепрыгнуь кусты дачей ручки, а протаранил их на полётной скорости. Кусты хоть и не захлестнули ручку, но дёрнули её назад сильно. Аппарат клюнул вниз и остановился, пилот влетел головой в килевую. Повезло, что не мгновенно ручка остановилась, процесс получился немного растянут во времени, удар не очень сильный. Шлем спас. Килевая тоже цела осталась.
Повезло, что держался руками за ручку, а не за стойки. С руками на стойках точно бы мог сломать руку.
Из объяснений учлёта: - "Всегда дорогу перелетал, выдавать ручку ещё рано было, скорость была..."

Повезло, не всем так везёт. Несколько лето тому Кирилл Данильченко с восточной "Ступеньки" внизу цепанул высокую траву на скорости. Она захлестнула ручку и очень резко аппарат встал. Пилот получил сильный сотряс, несколько секунд был без сознания....

Что нужно было делать:
1. Не пережимать аппарат после перехвата (0:04), он и так нормально летел;
2. Если уж ты в полёте видишь препятствия по курсу и облететь стороной их не можешь, то выдачей ручки попробуй разменять скорость на высоту и "перепрыгнуть" препятствия.
Кстати, скорость для этого у тебя была. И это одна из причин, почему уже на посадочном курсе сильно полезно иметь избыток скорости.

Как бы там ни было со скоростью, но выдачей ручки нужно попробовать перелететь сверху или остановить аппарат перед препятствием, а не врезаться в него! Миша правильную аналогию предложил: представь, что вместо кустов - бетонная стена. Её тоже таранить будешь?
Или деревья, как у Ильи на второй посадке http://www.hangglider.kiev.ua/talks/notes/karpaty.html...
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2292
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Вт фев 22, 2022 12:56

Занятие 20.02.2022.
В первой половине дня возились с "Рыжим".
С большим удивлением обнаружили узлы трапеции к новому спидбару - они лежали в самом хвосте чехла спидбара, спидбаром и подпёртые.
Собрали аппарат, все новые троса, кроме нижнего продольного контура и троса взведения поперечины.
Нижний продольный контур пока старые, после облёта посмотрим их состояние и по ситуации обновим.
Трос натяжки поперечины пока старый, новый просто забыли сразу поставить. Нужно будет перед облётом заменить на новый.

По аппарату осталось сделать хлыст на правую вторую лату. Косте выданы материалы, образец и мысли, как это можно сделать.

Пока мы с Костей возились с аппаратом, Люда взяла остальных УТ-шников и пошла на Гору. Там все, кроме Артёма, с "Тропинки" летают и бегают, как у них получалось - пусть Люда опишет.

Мы с Костей пришли на Гору уже к обеду. Пока Артём и Костя вынеслись наверх, пока то да сё..., было уже около двух часов дня. Ветер на верхнем старте дул ровный, метров 4-5 м/с, в редких порывах поболее, до восьми м/с. Костя, хотя и поднялся первый, но чувствовал себя неуверенно, невыспался, устал на работе, пропустил Артёма лететь первым.
Артём крупно лажанул на старте, но выкрутился, исправился. И остальной полёт получился очень даже, на твёрдую "4+", вот только посадку смазал остаточным креном :( Разбор будет позже.
А Костя, глядя на Артёмов полёт и своё состояние, придумал отдать свой "Призрак" на полёты Артёму, а Артёмов "В-52" отдать "тропиночникам". А Костя пока погоду решил переждать.
Артём слетел на "Призраке".
Недолго.
Заложил крен, его выдуло выше кромки, сдуло за кромку. К тому моменту Артём начал рулить правильно, исправил крен, развернул аппарат против ветра и СЕЛ СВЕРХУ на ЗАПАДЕ!!! Я про такое даже не слышал. Слышал и видел, чтоб парили (не на УТ-шках), но чтоб садились - даже не слышал.
Похоже, у "Призрака" правый крен присутствует, он тоже "помог" в развитии ситуации. Нужно будет глянуть каркас и облетать аппарат.
Артём отдышался, получил краткий разбор, подцепился и стартовал снова.
Хорошо слетел.
Внизу с сомнением высказал мысль о том, что "В-52" управляется лучше "Призрака". Наверное, это правый крен "Призрака" такое впечатление производит.
Пообедали.
Костя засобирался и уехал.
Артём слетел ещё раз сверху на "Призраке". Разбор полётов будет.
Потом "Призрак" достался Артуру, которого Люда перевела на "Ступеньку". Говорит, что Артур стабильно летает на "Тропинке", ему уже там скучно настолько, что он осознанно пытается повороты рулить - я тот полёт с верхнего старта наблюдал и удивился смелому управлению "тропиночника".
Артур сделал три полёта. Во всех трёх его "неудержимо тянуло вправо" (теперь понятно, что это проявлялся крен аппарата) и подпрыгивал на разбеге. Ниже будет разбор видимокроликов.
Под вечер позвонил и приехал Костя и успел сделать один полёт сверху на "Призраке".
Хороший, в целом, полёт, разбор будет отдельно. Правый крен присутствует.
Потом собрались и унеслись. Оказалось, что Наташа ударила колено сильно, хромала сильно по дороге к ангару. Завёз их с Сашей в травмпунк Охмадета - там врачи диагностировали травму связок, выписали лечение.
На этом всё.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2292
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Вт фев 22, 2022 13:27

Единственный Костин полёт 20.02.2022:
https://youtu.be/wK-fO7I8FvE
Дождались вечером ослабления и совсем ровного ветра, Костя стартовал.
Ошибка на старте: при отрыве и проходе кромки заброс вверх угла тангажа. Посмотри, как нос над горизонтом задирается при проходе кромки, выше, чем в дальнейшем полёте. Это опасно, так тангаж упускать - можно скорость ниже полётной потерять, а в более сильном динамике может и вообще "носом вверх" поставить.
После переката в горизонталь ручку прибрал, скорость правильная. Выполнил плаавненький дооворот направо и сразу левый разворот. Немного поторопился, можно было и дальше вправо лететь. до траверза деревьев внизу. Так, чтоб развернуться перед ними.
Энергично и хорошо развернулся влево - гут! :good:
Но сразу "из кача" поворот направо - поторопился.
Во-первых: повороты из "кача" не сильно безопасные, их сложнее остановить и выйти из них, чем из тех, в которые ты аппарат сам ввёл. Да и высоты у тебя было ещё с избытком, стоило зафиксировать курс вдоль склона, а потом поворачивать на посадку.
Правильный заход и посадка со "спортивным" профилем. Явно сильный правый крен, нужно будет каркас смотреть.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2292
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Вт фев 22, 2022 13:40

Полёты Артура со "Ступеньки".
https://youtu.be/QIjbgEpD1xk
Это были первые полёты Артура с этого старта, да ещё и аппарат другой.
И, как оказалось при просмотре видео, аппарат с сильным правым креном.
В полётах Артур со старта героически с кренами боролся, но это не было видно инструктору и я всё списывал на неумение Артура исправлять крен от немного косящего слева ветра.
Признаю свою ошибку, был неправ :?
На видяшках видно две вещи:
1. Артур в первых полётах прилагает титанические усилия для исправления крена. Плечами аж за стойку вылазит, но ноги висят просто вниз и почти не участвуют в выкренивании;
2. В борьбе с креном теряет контроль над скоростью, что привело к посадке со штопора во втором (с 0:30 начал вешать) и в четвёртом (на 1:04 выдал ручку) полётах;
3. Если скорость держал, то управляемости хватало для исправления крена, но как терял скорость, так резко управляемость заканчивалась

В воскресенье я думал, что это Артур так плохо стартует и нужно его на "Тропинку" обратно отправлять, но тут видно, что вина на аппарате, будем исправлять.
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Аватара пользователя
-tyt--
Сообщения: 2292
Зарегистрирован: Пн сен 07, 2015 10:11

Re: Вихідні

Сообщение -tyt-- » Ср фев 23, 2022 00:35

Артёмовы полёты в воскресенье:
https://youtu.be/WtNSBFk2t7U

Первый
Это на "В-52" полёт, на постоянном аппарате Артёма. И, как показали видяшки, более-менее симметричном.
Старт вышел лажовым: Артёма прихлопнуло ротором от кромки (моя ошибка, нужно было ближе ему поставить линию старта), а только он попробовал тормозить ногами - наоборот оторвало и сняло с кромки, когда он ещё не хотел лететь. Артём не растерялся. в воздухе перехватился в горизонталь и полетел, как ни чём не бывало :good:
Но сам старт смазал. И вообще, повезло, что симметрично поддуло... А если бы под одно крыло?
Последующий полёт очень хороший. На север, направо, можно было и подольше залетать. То я вас напугал, наказывал разворачиватся на юг, как только зафиксируте галс на север. А по факту ещё метров 100 можно было вправо лететь, с "хвостовой" камеры это хорошо видно. Но не далее, чтоб не оказаться в "ветровой тени" от деревьев внизу.
На 0:23 попробовал ближе прижаться к склону - это было слишком смелое решение для того ветра. О чём тебе погода сразу и намекнула, поставив в склон уже на след. секунде так, что пришлось выкренивать на все руки и ноги. А заодно успел нос задрать (смотри на высоту передней кромки крыла над горизонтом в обычном полёте и насколько она выше в твоём отруливании).
Но УТ-шка вынесла, не успела сильно скорость потерять. А там ты уже поставил ручку правильно и начал следующий разворот. Хотя мог бы и чуть продлить галс, подлететь к "Тропинке" немного ближе, метров на 20-30 ещё.
Зато после разворота у тебя было ещё прилично высоты, выше "Первой ступеньки". и ы правильно стал разворачиваться на запад- юго-запад, чтоб садится против косяка. Вот только тебя подловил срез ветра, ты его прощёлкал, потому из крена не очень-то и вышел.
С такими полётами. если будешь стабильно их делать, то тебе светит скоро следующий тип. А там уже нужно строить заход с бОльшим запасом высоты. Разворот на посадочную прямую, перехват в вертикаль, разгон, подход к земле на скорости, выравнивание, выдерживание, выдача.
Т.е. привыкай оставлять на всё это высоту. А то это УТ-шка позволяет так коряво и с креном сажать себя "об планету", а на "атласоидах" это уже не прокатит.
Второй: https://youtu.be/WtNSBFk2t7U?t=52
Второй полёт был уже на другом аппарате, на предложенном Костей "Призраке". Тип тот же. но у аппарата оказался правый крен. а об этом мы не подозревали :o
Хороший старт, энергично, как привык. сделал крен вправо. а на этом "косом" аппарате крен вырос неожиданно сильно. И аппарат скользнул на нижнее крыло. Тут немного видна "паника на борту", но не прекращал выкренивать аппарат и разворачивать против ветра. Почти успел развернуть поперёк кромки и, наверное, около 90 градусов к южному косяку. Тут динамик кончился, пихнул ручку и сел.
Молодец, что "нервы зажал в узду" не запаниковал, а работал на исправление ситуации. В результате - справился, сам цел и даже аппарат не пострадал. Молодец! :good:
Но будет тебе наука, чем опасны "чужие аппараты"
И инструкторам тоже нужно прекращать эту вредную практику миграции учлётов между аппаратами.

Далі буде...
Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--(Technician Yearning for Troubleshooting)
55 IAP VVS

Ответить